Страхование новой реальности

Российские страховщики прошли через 2020 год более чем достойно, отмечает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. И это несмотря на тревожные показатели второго квартала, когда страховой рынок ожидаемо просел из пандемии COVID-19. Итоги года свидетельствуют, что объем взносов вырос на 4% и впервые превысил 1,5 трлн рублей, а суммарные страховые выплаты составили 659 млрд. руб. или 1% от ВВП. Эти цифры были приведены 26 мая на встрече представителей страхового сообщества, Банка России, Минфина и Государственной.

Страхование новой реальности
© Финансовая газета

За последние пять лет объем выплат по страховым случаям рос быстрее других макропоказателей. За прошлый год он увеличился на 8%, а за указанный период – на 31%. Как отметил президент ВСС, по-прежнему наибольший объем выплат пришелся на ОСАГО: 137,6 млрд рублей за год и почти 800 млрд за пять лет. При этом в 2020 году судебные выплаты по автогражданке сократились на 64%. Главным драйвером роста в минувшем году осталось страхование жизни. Выплаты здесь увеличились почти вдвое: с 133,4 млрд рублей до 204,6 млрд рублей.

По словам Юргенса, страховщики обеспечивают поступление более 2% всех уплачиваемых налогов в федеральный бюджет страны, дают рабочие места 2,5% всего занятого населения и активно инвестируют в госбумаги. «На страховые компании приходится почти половина всех активов. Так, в 2019 году в ОФЗ было вложено более 250 млрд рублей. В текущем году мы ожидаем более равномерного и не менее поступательного развития рынка. Хотя видим и барьеры на этом пути», — сообщил Юргенс.

Бег с препятствиями

Под барьерами глава ВСС понимает вступающие в силу с 1 июля требования по расчету величины собственных средств, когда в расчете будут учитываться нормативный размер маржи платежеспособности и оценка влияния концентрационного риска.

«Для многих страховщиков, особенно небольших, это может стать очень серьезной проблемой. Кроме того, есть практически одновременно вступающие в силу новые нормы международных стандартов финансовой отчетности, которые могут затронуть даже крупные компании. Поэтому ВСС добивается двухгодичной отсрочки по требованиям к платежеспособности, чтобы вклад новых требований к расчету резервов был нивелирован, — сказал Юргенс. — Другие значимые аспекты законодательного и нормативного регулирования — это развитие конкурентной среды в банковском страховании, комплексное совершенствование системы финансового обеспечения деятельности туроператоров, реализация региональных программ страхования жилья».

Оцифровали застрахованных

Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин согласился с президентом ВСС, что страховщики справились в прошлом году: «Год пандемии перевернул нашу жизнь. Страхование не могло остаться в стороне. По-другому стали вести себя клиенты, но компании и регулятор справились с вызовами достойно».

Зампред ЦБ отметил, что 2020 год показал, насколько страховое сообщество оказалось готовым к новым вызовам. Пандемия и локдаун стали драйверами роста использования цифровых сервисов, а страховщики смогли оперативно перевести клиентов на дистанционное обслуживание. Он, однако, добавил, что после прохождения острой фазы пандемии онлайн обслуживание клиентов пошло на спад.

«Мы провели анкетирование 108 страховых компаний и увидели, что по сегменту ОСАГО в 43% случаев полисы оформляют дистанционно. Но это не было чем-то из ряда вон выходящим. Большой шаг вперед то, что страхование жизни в 39% случаев оформлялось дистанционно, в 60% —ДМС. Мы увидели после завершения острой фазы пандемии, что количество дистанционных продаж резко сократилось, и это касается как продажи полисов ОСАГО, так и ДМС, — сказал Чистюхин. — У нас есть опасения относительно методики счета, хотелось бы вступить в дискуссию со страховым сообществом, что мешает развивать дистанционные сервисы».

Чтобы оценить результаты перехода в онлайн, ВСС и консалтинговая АС&М посчитали Индекс цифрового застрахованного по итогам второго полугодия в сравнении с первым полугодием 2020 года. Индекс вырос с 43% до 44%. Юргенс считает, что такой результат говорит о достаточно высокой степени доступности цифровых страховых сервисов и доверии к ним населения, а также о дальнейшем потенциале цифровизации отрасли.

Индекс был запущен в ноябре 2020 года и стал первым аналитическим показателем в России, оценивающим уровень цифровизации продуктов и услуг страховых компаний для клиентов-физических лиц.

«Результаты потребительского опроса показывают, что пандемия в совокупности с усилиями страховых компаний стала мощным драйвером цифровизации в сфере онлайн-страхования. Абсолютное большинство россиян стали чаще использовать страховые онлайн-сервисы, а количество клиентов, выражающих готовность полностью перейти на цифровой формат взаимодействия со страховой компанией, увеличилось. Мы уже находимся на уровне, когда недоверие к онлайн-услугам проявляют только один из 10-20 респондентов», — отметил глава ВСС.

Юргенс выразил надежду, что доля договоров, заключаемых в электронном виде, продолжит увеличиваться. У компаний-лидеров цифровизации она уже достигает 90%, в целом по рынку – почти 50%.

Стабилизация ОСАГО

В Центробанке также отметили, что ситуация по ОСАГО наконец стабилизировалась. «Мы в Госдуме сейчас защищаем годовой отчет Центробанка. Все предыдущие годы ОСАГО было основной из тем, которая постоянно вызывала у всех интерес. А в этот раз полная тишина. Это хороший признак, который говорит о том, что всеми сторонами работа была проведена качественно и на сегодня рынок стабилизирован, премии стабильны. За 2020 год они выросли менее, чем на 2%», – рассказал Чистюхин.

Кроме того, по словам финансового уполномоченного Светланы Никитиной, в первом квартале 2021 года на 27,7% по сравнению с прошлым годом сократилось число обращений в службу финуполномоченного по спорам клиентов и страховщиков. Всего было чуть больше 31 тысячи. Доля обращений по поводу автогражданки в общем количестве обращений составила 70% против 87% годом ранее. Далее идут обращения связанные со страхованием жизни от несчастных случаев и болезней — 15,6% от всех обращений (6,9 тысячи). На третьем месте КАСКО — 3,2% обращений (1,4 тысячи).

«За последние годы в регулировании ОСАГО произошло много изменений. Это дает положительный эффект и отражается на количестве спорных ситуаций. Кроме того, позитивные изменения связаны с одной из задач, ради которых создавался институт досудебного урегулирования споров — разрешение разногласий на этапе претензионного порядка, когда страховая компания проявляет клиентоориентированность и не доводит ситуацию до момента, когда спор поступает на рассмотрение финансовому уполномоченному», — заявила Никитина.

Сегодня основные споры в ОСАГО связаны с тем, что потребитель не согласен с размером страховой выплаты, отказом в выплате или сроками выплаты возмещения. Лидерами среди субъектов РФ по числу жалоб стали Краснодарский край, Башкирия и Москва, сохранившие свои позиции в этом антирейтинге с прошлого года. При этом число жалоб снизилось в Ростовской и Нижегородской областях.

Банк России намерен инициировать со всеми заинтересованными сторонами дискуссию, в рамках которой обсудит необходимость пересмотра тарифов по ОСАГО. По мнению Чистюхина, есть ряд вопросов, которые в рамках реформы не были решены окончательно.

«Это территориальный коэффициент и коэффициент мощности, это не дает нам провести дифференциацию наилучшим образом. Это увеличение страховой суммы по рискам причинения вреда жизни и здоровью до 2 млн рублей, обеспечение выплат без учета износа пострадавшего транспортного средства, компенсация в случае отсутствия у виновника ДТП полиса. Предварительные оценки, которые были сделаны по ряду позиций, показывают существенное увеличение тарифа. И надо будет принять сбалансированное решение, идем мы на них или нет. Думаю, дискуссию мы эту проведем и посмотрим, как будет развиваться ситуация», — сказал он.

Закон об индивидуализации тарифов ОСАГО, который вступил силу в конце августа, позволил страховым компаниям учитывать личностные характеристики водителей при формировании цены полиса. Одним из основных положений закона является возможность страховщиков учитывать при определении тарифа качество вождения и соблюдение правил ПДД. Контроль за правильностью расчета страховых тарифов возложен законом на Банк России.