Креативная экономика в России: как сделать творческие проекты привлекательными для бизнеса

Нерешительность инвесторов как препятствие Facebook, Apple и Disney давно перехватили пальму первенства у нефте- и газовых компаний по уровню капитализации. Креативный сектор экономики, включающий музыку, кино, моду, IT и другие индустрии, увеличивается на 8 % в год, опережая традиционную промышленность. Китай в свое время объявил креативные индустрии приоритетными и сегодня имеет 168 млрд долларов в год в качестве дохода от их экспорта – сумму в четыре раза большую, чем США. Это экономическое и культурное влияние постепенно перемещается с Запада на Восток, отметила завкафедрой территориального развития им. В.Л. Глазычева РАНХиГС Елена Зеленцова. Однако Россия в этой сфере пока не преуспевает. 1,5 млрд долларов в год – вот результат от экспорта, который пока демонстрирует страна, уступая по этому показателю многим европейским соседям. «Инвесторов вдохновляет рост, который демонстрирует Китай и другие страны, потому что в финансовых оборотах от креативных индустрий присутствуют не только государственные деньги. При этом каждый инвестор понимает, что этот бизнес сопряжен с высокими рисками и большими вложениями», – указала эксперт. Творческие индустрии всегда отпугивали инвесторов, потому что те не могли оценить риски своих вложений, подтвердил экономист и писатель Джон Хокинс: «В этой отрасли далеко не всегда понятно, превратится ли идея и люди, ее реализующие, в ценные активы. Нынешние инвесторы более компетентны в сфере креативной экономики, но по-прежнему избирательны. А потому на рынке выживают только те оригинальные задумки, которые получили грамотное экономическое обоснование, и те проекты, в которых личная идея сочетается с эффективной бизнес-моделью». Система не готова Чтобы достучаться до инвестора, нужно изначально понять, будет ли успешен проект, сказал основатель стартапа Snoonu Хамад Мубарак Аль-Нажри. Для этого нужно рассчитать экономические выгоды и то, насколько масштабируем бизнес, как он заработает, насколько быстро можно поменять собственную модель под потребности рынка. «Стартапер должен вычислить эти данные за инвестора и объяснить, какие у его товара или услуги есть конкурентные преимущества. Кроме того, нужно понять, создана ли на сегодня инфраструктура для креативного бизнеса», – уточнил предприниматель. Только в этом случае, по его мнению, российские инвесторы гарантировано обратят внимание на проекты в новых для себя креативных индустриях. Однако многие авторы проектов сами демонстрируют некомпетентность и вместо подробного обоснования идеи ограничиваются лишь тем, что просяту бизнеса денег. Это ситуация усугубляется неразвитостью культуры инвестирования в России, добавил старший вице-президент банка ВТБ Дмитрий Брейтенбихер: «Сегодня все больше крупных бизнесменов, сделавших состояние на таких сферах как нефть, металлургия, строительство, проявляют интерес к стартапам и диверсификации своих вложений. Однако в России пока нет культуры инвестирования в стартапы и четкого понимания их работы. Инвестор говорит: «Я вложил миллион долларов. И где мой персональный Facebook?»» Курс на комплексное развитие Впрочем, для российских стартаперов ныне все складывается не так плохо. Особенно на фоне развивающейся информатизации, заметил гендиректор Skolkovo Ventures Владимир Сакович: «Сегодня инвесторам интереснее вкладываться не в конкретных людей, а в соцсети и ведео-серсисы, которые занимаются коммерционализацией креативных индустрий. За последние десять лет интернет-платформы заняли основное место на инвестрынке. Мы прогнозируем, что в ближайшие пять лет прибыль платформ станет прозрачнее. Это позволит инвесторам вкладывать деньги в конкретный контент. Появятся профильные фонды, и рынок креативных идей получит мощное развитие». Уже сегодня креативные индустрии пользуются все большим интересом российских инвесторов, подтвердила Елена Зеленцова. Однако их много – кино, музыка, мода – и каждая сфера отличается своей капитализацией и количеством рабочих мест. В отсутствии ясности и структурированности отечественным инвесторам пока трудно ориентироваться и оценивать риски. Как правило, бизнесмены выбирают конкретное направление – например, кино или IT. Такие суботрасли уже имеют свой пул инвесторов. «Но если мы хотим, чтобы в России комплексно развивалась поддержка креативных индустрий, мы должны себе ответить на вопрос: за счет каких механизмов мы объединим этот сектор с точки зрения инвестиционной привлекательности, – сказала сотрудница РАНХиГС . – Нам нужны системные и индивидуальные подходы, чтобы мы могли упаковывать для инвесторов бизнесы в маргинальных с точки зрения прибыльности секторах, и параллельно развивать популярные индустрии, такие как IT и кино. Чтобы в итоге увидеть расширенную картину развития креативной экономики в России». Фото: ФедералПресс / Роман Арсенин

Креативная экономика в России: как сделать творческие проекты привлекательными для бизнеса
© РИА "ФедералПресс"