Быть или не быть: ограничение экспорта бензина как крайняя мера

По итогам мая цены на бензин продемонстрировали заметный рост. Биржевой индекс бензина Аи-95 увеличился почти на 5%, до 57,5 тыс. рублей за тонну. Цена бензина Аи-92 за аналогичный период повысилась менее существенно - на 3,1%, до 53,8 тыс. рублей за тонну. Одна из причин увеличения стоимости топлива – начало сезона высокого спроса на нефтепродукты, а также послабление карантинных ограничений. Люди стали больше пользоваться автомобилями: открылся дачный сезон, к тому же этим летом крайне популярен внутренний туризм из-за запрета на международные перелеты в страны, где россияне традиционно предпочитали отдыхать в период отпусков. На ситуацию также оказывает влияние рост мировых котировок – нефтяникам выгоднее направлять крупные объемы на экспорт, сокращая предложение на внутреннем рынке. Компании сокращают или увеличивают объемы поставки топлива на рынок России и на биржу с учетом внешней экономической обстановки. Эти действия приводят к большой волатильности цен на внутреннем рынке и возникает диспаритет оптовых цен с розницей. Такая ситуация сохраняется уже на протяжение многих лет. Внутренние цены в России не совсем связаны с мировыми. Себестоимость нефти – это, по разным оценкам, только около 7% конечной стоимости одного литра топлива, и она практически незаметна. На стоимость бензина влияют два фактора: ежегодный рост налоговой нагрузки и инфляция. Задача регуляторов и участников рынка – не допустить увеличения розничных цен. Регулирующие органы вновь намерены принять меры для выравнивания ситуации. Так, Министерство энергетики России планирует рекомендовать нефтяникам увеличить производство бензина и дизеля и повысить поставки этих продуктов для реализации на биржу. В ФАС России считают, что необходимо рассмотреть введение сезонных коэффициентов к объему продаж на бирже, чтобы нормализовать ситуацию. Виталий Королев, заместитель руководителя службы, назвал крайней мерой возможность ограничить экспорт нефтепродуктов. Цены на бензин в России растут с конца 2020 года. В марте 2021-ого правительство уже приняло ряд мер, которые позволили нарастить запасы топлива для внутреннего потребления. Позже Министерство финансов и Министерство энергетики скорректировали действующую формулу демпфера, что позволило повысить компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на топливо. Тогда принятые меры сработали – были накоплены остатки нефтепродуктов, увеличились объемы продаж на бирже, но теперь цены снова поползли вверх. «Текущий рост цен на бензин связан с ослаблением рубля относительно курса доллара США, а также ростом цен на нефть. Вообще в стоимости бензина огромная составляющая – это налоги, поэтому оптимальной мерой было бы уменьшение налогообложения. Какие-то послабления со стороны правительства в этой части, например, уменьшение акцизов, могли бы нивелировать ситуацию. Другие меры вряд ли сработают», - комментирует Сергей Суверов, инвестиционный стратег «Арикапитала». С эти мнением согласен Валерий Андрианов, доцент Финансового университета при правительстве РФ: «Меры, которые принимаются правительством для урегулирования ситуации на рынке нефтепродуктов: создание запасов, попытки контролировать биржевую торговлю, относятся к так называемому «ручному» управлению, они не решают проблемы. Здесь основной камень преткновения – налоговая система. Мы наблюдаем последствия налогового маневра, когда сначала были ухудшены условия для всех НПЗ, после чего отдельным из них стали предоставлять льготы в виде демпфера. Эта система уже показала, что она не идеальна и нуждается в корректировке. Компании сейчас пытаются улучшить свои показатели в нефтепереработке и многие из них направляют все больше объемов продуктов на экспорт – это выгоднее, чем поставлять на внутренний рынок. Единственной из крупных компаний, которые продолжают поставлять большие объемы нефтепродуктов на внутренний рынок, способствуя сдерживанию цен, остается «Роснефть», - отмечает эксперт. По его мнению ситуацию также могло бы выровнять снижение тарифов на перевозку нефтепродуктов по железной дороге. «Мы видим, что больше остальных страдают дальневосточные регионы, где не хватает собственных мощностей по переработке и крупные объемы туда идут по железно дороге», - добавляет Валерий Андрианов. Но решения вопроса по тарифам также пока нет. Ранее«ФедералПресс» писал о весеннем топливном кризисе.

Быть или не быть: ограничение экспорта бензина как крайняя мера
© РИА "ФедералПресс"