Эксперт: Снижение возраста для игры на бирже будет способствовать экономическому росту

Центробанк предлагает разрешить играть на бирже с 12 лет. Об этом заявил первый заместитель председателя ЦБ Сергей Швецов. Кто будет учить подростков инвестировать и как нужно повышать финансовую грамотность, телеканалу «МИР 24» рассказал экономический обозреватель, директор филиала брокерской компании Вячеслав Абрамов.

- Предложение снизить планку возраста для торгов на бирже вызвало много споров. В 12 лет подросток может принимать взвешенное решение об инвестициях?

Вячеслав Абрамов: Нет, в 12 лет люди совсем не обладают опытом, я уже не говорю про то, что инвестиции – довольно сложный механизм, и нужно довольно много изучать, понимать. Какие-то знания приходят с опытом, и то, даже спустя 10 или 20 лет, люди принимают неправильные решения – из-за психологических моментов, новых кризисов и нестабильной ситуации.

Тому пример – прошлый год: никто не мог предположить, что такое вообще возможно. Говорить, что в 12 лет дети могут принимать правильные решения, не представляется возможным. Мы наблюдаем, что новое поколение от 18 до 20 лет более активное – идет бум инвестиций, приходит все больше молодых людей, которые покупают компании, которые для них понятны, которые связаны с теми же криптовалютами, либо вера в Илона Маска и его популяризация, как культ личности сейчас в СМИ. Для молодежи это понятно – они новым интересуются, вопросы к родителям у них возникают.

Даже проводились опросы, как дети воспринимают банковские вклады, как они относятся к фондовому рынку – они давали довольно понятные ответы. Какие-то вообще не знают ничего про фондовый рынок, при этом дети 12 – 14 лет говорили, что понимают, как рынок строится, что там можно купить сегодня акции компании Apple, например, и они через несколько лет вырастут. Это самый банальный пример у молодежи. Они покупают компании, которые знают. В основном, это IT-истории, компании с высоким потенциалом и перспективами в будущем.

- Чтобы играть на бирже, сейчас есть возрастная планка?

Вячеслав Абрамов: Буквально недавно была статья Bloomberg, в которой говорилось, что есть некая американская компания, которая тоже снизила порог для открытия брокерских счетов до 13 лет. С 13 до 17 лет ребенок может открыть счет, но только с контролем родителей. У нас так можно сделать с 14 лет.

Я вижу некое противоречие со стороны Банка России. С одной стороны, вроде хотят сделать, чтобы была возможность у детей начинать инвестировать, при этом есть закон о неквалифицированных инвесторах, о том, чтобы ограничить покупку сложных финансовых инструментов для взрослого населения, хотя американские акции можно считать тоже сложным финансовым инструментом.

С одной стороны, мы хотим дать возможности начинающему поколению формировать накопления, повышать финансовую грамотность, с другой – есть ужесточение для довольно взрослого населения, которое отдает себе отчет в том, что оно делает. Плюс вышла новость, что Банк России посмотрел на тенденцию, что некая геймерская история получается на российском рынке: молодежь приходит, начинает торговать, но не всегда отдает себе отчет в том, что она делает, почему она покупает бумагу по принципу, чтобы быть в тренде, начинает совершать операции, как правило, необдуманно. Они не смотрят отчетность, не видят фундаментальных моментов, но при этом тенденция идет на увеличение количества таких клиентов.

В 2018 году доля молодого поколения (людей, которые открывали брокерские счета, от 18 до 20 лет) составляла 3,5%, потом 5%, сейчас это уже 13% доля от открытых брокерских счетов. Мы видим, что основная динамика идет по молодежи. Большинство взрослого поколения скептически настроено на это, а молодое поколение более развито, более интересуется всем. У них уже есть понимание: чем раньше они начнут, тем быстрее они придут к каким-то хорошим показателям в плане накопления, формирования капитала.

Везде активно транслируется повышение финансовой грамотности, компании создают обучающие курсы – я говорю про надежные компании, идет поддержка Банка России, Правительства Москвы и России.

- Если допускать подростков с 12 лет к игре на бирже, это может быть ступенью в их финансовом образовании? Можно начинать с совсем небольших сумм?

Вячеслав Абрамов: Пороговых значений нет, даже если клиентам снизят порог до 12 лет, они смогут покупать под присмотром родителей, но законодательство нужно будет менять. Сделки смогут совершать либо с разрешения органов опеки, либо родителей. Они могут начать формировать себе какой-то портфель. Есть примеры, когда родители открывают счета на детей. Когда они дают им какие-то карманные деньги, то приучают их к некоему финансовому планированию – какую-то долю откладывать. Дети, действительно, это делают, и на эти деньги они либо открывают банковские вклады, либо покупают акции компаний, которые они знают, и они начинают формировать себе подушку. Это плюс для того, что в будущем мы можем получить более финансово грамотных людей. Если посмотреть по статистике, у нас всего открыто в России чуть больше 12 млн брокерских счетов, из которых понятно, что какая-то доля на детей – сейчас это порядка 20%.

При нашем экономически активном населении – 70 млн – это очень маленький процент. В тех же Штатах из 340 млн экономически активного населения порядка 250 млн, открыто 140 млн брокерских счетов – это примерно 50% населения, которое работает. У них открыты счета, они себе делают накопления, инвестируют. У нас порядка 12 – 15% активного экономически населения имеет брокерские счета. Думаю, эта тенденция будет развиваться, и она в правильном направлении развивается. Другой вопрос, чтобы на законодательном уровне это нормально продумать.

С одной стороны, мы хотим расширить возможности, дать доступ совсем молодым людям, чтобы начать инвестировать, с другой стороны, мы закручиваем гайки для взрослого населения, которое хочет инвестировать: им нужно проходить некое тестирование, отвечать на вопросы. Мне кажется, нужно грамотно все проработать, чтобы осуществить задуманное. В целом, я считаю, что мы двигаемся в правильном направлении. За молодым поколением будущее, они во многих моментах нас начинают превосходить и по своей активности, и по энергии, они хотят всего и всем интересуются. Думаю, это будет способствовать и экономическому росту, потому что инвестирование – это покупка доли бизнеса.

- Сколько может уйти времени на принятие решения?

Вячеслав Абрамов: Думаю, что не ранее конца этого года. Нужно много проработать, нужно коммуницировать с брокерами, понять, готово ли брокерское и банковское сообщество к таким изменениям. Потребуется определенное количество времени. Если к концу года это примут, то вступит в силу оно уже в следующем году.