Войти в почту

Ваучерная приватизация обернулась проигрышем 85-90% населения РФ

Целью ваучерной приватизации являлся быстрый уход от плановой экономики и планово-распределительной системы, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» профессор Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Орлов.

Ваучерная приватизация обернулась проигрышем 85-90% населения РФ
© ФБА "Экономика сегодня"

29 лет госпрограмме приватизации

11 июня 1992 года Верховный Совет утвердил Государственную программу приватизации на 1992 год.

Документ был основан на законе «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ». В первой редакции его приняли еще при СССР – 3 июля 1991 года, но 5 июня 1992 подвергли редакции под старт кампании.

Заявленными целями программы было формирования слоя частных собственников, рост эффективности предприятий, социальная защита населения и развитие социальной инфраструктуры за счет доходов от приватизации, финансовая стабилизации, создание конкурентной среды и демонополизация экономики, привлечение иностранных инвестиций и формирование базы для расширения приватизации.

Программа квалифицировала предприятия по допуску к приватизации и предусматривала систему именных приватизационных счетов (чеков), денежную и малую приватизацию, но в процессе в планы были внесены некоторые изменения.

Малые предприятия со среднесписочной численностью работников до 200 человек подлежали продаже на аукционе, крупные предприятия с числом работников свыше 1000 человек преобразовывались в акционерные общества. Средние предприятия подлежали приватизации любым из способов, обозначенных в государственной программе приватизации.

В России произошел переход из государственной собственностью в частную, от которой бюджет почти ничего не получил. За 1992 года с оплатой в денежной форме было приватизировано 46851 предприятий, но бюджетные поступления равнялись 0,94 млрд рублей.

Программа привела к созданию в стране специфического российского капитализма и в 1995 году продолжена так называемыми залоговыми аукционами и переходом в частную собственность крупных предприятий. Так появились «ЮКОС», «Норильский никель», «Сибнефть» и другие структуры, из-за чего к президентским выборам 1996 года страна подошла с классом могущественных олигархов.

Задачей был быстрый уход от плановой экономики

«Я в 1992 году работал в Казани вместе с Фаридом Газизуллиным, который затем шесть трудился министром государственного имущества РФ, и был в Татарстане начальником управления приватизации непроизводственной сферы», - резюмирует Орлов.

Целью приватизации был как можно более быстрый уход от плановой экономики и планово-распределительной системы.

«Задача заключалась в проведении процесса ускоренно и бесконфликтно, в принципе это удалось. Сделать это помогли приватизационные чеки (ваучеры): для бесконфликтности процесса нужно было что-то дать людям», - констатирует Орлов.

Ваучер был создан для снятия социального напряжения путем предоставления населению ценности. Финансовый инструмент обладал коротким сроком хождения – до 1 июля 1994 года, но с одним исключением: московские власти продлили процесс до 1 января 1995 года.

«Два с половиной года для Москвы, два – для остальной России. Больше приватизационный чек не работал, он не был именным, чем предельно упрощалась система управления по причине отсутствия персонификации», - заключает Орлов.

Принятая модель ваучера дала возможность скупать их мешками – за несколько тысяч рублей можно было приобрести огромное количество ваучеров. Развился специфический бизнес, вплоть до российской экзотики – обмена ваучеров на водка.

«Выиграли те, кто успел купить ваучеры. Хорошо поработали Роман Абрамович, его за это хвалил патрон Борис Березовский, Олег Дерипаска и некоторые другие, но система привела к ускоренному размыванию госсобственности», - резюмирует Орлов.

Идеология заключалась в создании в сжатый срок большого числа частных предприятий, причем социальное недовольство действительно удалось купировать с помощью ваучера, чаще всего продававшегося людьми за бесценок.

«Кардинальным минусом было то, что некуда было вкладывать приватизационные чеки. Нефтегазовый комплекс в тот временной период приватизировался только частично. Указы о приватизации «Газпрома» и других крупных компаний состоялись позднее, а народ не мог на бирже купить их акции. Ценные бумаги «Газпрома» вышли на рынок только во втором полугодии 1994 года», - констатирует Орлов.

Технически купить акции «Газпрома» за ваучеры было непросто. После указа президента РФ о приватизации акции предприятия нужно было сначала разместить, затем пройти биржевой листинг и после этого уже продавать, но тогда не было электронных бирж.

«Деньги тогда записывались не на электронных счетах акционеров, а в бумагах. У меня до сих пор хранятся бумаги известных компаний. В итоге по приблизительным подсчетам 85-90% от приватизации проиграли», - заключает Орлов.

Большая часть россиян ваучеры либо не отоварили, либо это сделали не так, как нужно, вложив инструменты в обанкротившийся магазин или электросеть районного значения, которая была не способна выдержать конкуренцию на энергетическом рынке РФ.

Одновременно расцвели финансовые пирамиды вроде «МММ», где выиграло мизерное число людей. Они также обменивали свои акции на ваучеры, пусть основой их капитализации послужили накопления и зарплаты россиян.