Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Найти безбилетников помогут цифровые технологии

Система собирает и анализирует большой объем данных по пассажиропотоку и прошедшим объемам оплаты проезда. На этой основе выявляются самые проблемные участки пути общественного транспорта и часы наибольшей интенсивности нарушений. "По сути, это сервис прогноза безбилетных проездов и автоматизации контрольных проверок", - пояснили в компании "Датапакс" - разработчике технологии.

Система уже успешно протестирована в Тверской агломерации и может быть внедрена в других регионах, например Ярославской области, Пермском крае. В Твери, до внедрения цифрового решения, доля безбилетников была на уровне 40%. В 2020 году, по данным регионального минтранса, она сократилась до 10-12%. На столько же выросла собираемость билетной выручки.

Видео дня

С безбилетниками сталкиваются и другие регионы. Доля тех, кто не оплачивает проезд, составляет от 15 до 50%, если на маршрутах не ездят кондукторы. Особенно заинтересованы в борьбе с безбилетниками в тех регионах, где перевозчики работают по брутто-контрактам. Такие контракты подразумевают перечисление перевозчиками оплаты за проезд в бюджет города. Свою оплату перевозчики получают за выполнение транспортной работы, то есть обслуживание маршрутов с определенной частотой. Недополученные с "зайцев" средства не позволяют развивать городской общественный транспорт, отмечают в регионах.

Если вводить посадку пассажиров только через переднюю дверь, сильно увеличивается время в пути. С кондукторами процент оплаченных поездок больше, но это затратно. Зачастую размер фонда заработной платы кондукторов превышает сборы от дополнительных оформленных билетов.

Но и внедрение цифровых технологий эксперты также оценивают с осторожностью. Проблему безбилетников нужно решать комплексно, считает президент Московского транспортного союза . Помимо внедрения цифровых технологий нужно совершенствовать систему администрирования штрафов. Контролерами могут быть только должностные лица органа исполнительной власти. Это сужает возможности наказания безбилетников. К тому же нужно совершенствовать систему безналичных платежей. Не везде есть устойчивая интернет-связь, и пассажир не может оплатить проезд по техническим причинам, замечает эксперт.

Сервис прогнозирования потока безбилетников позволит повысить эффективность контроля только краткосрочно, говорят в Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика". Скорее будут эффективны технологии биометрии, которые помогут полностью исключить возможность безбилетного проезда, отмечают в организации.