Журавлёв: пандемия — первый серьёзный кризис, когда банки РФ не понесли серьёзных потерь

Зампред Совета Федерации Николай Журавлев оценил политику Центробанка в период пандемии как взвешенную и отметил, что это — первый серьезный кризис, в который российские финорганизации не понесли существенных потерь. Об этом во вторник сообщается на сайте Совфеда. 

Журавлёв: пандемия — первый серьёзный кризис, когда банки РФ не понесли серьёзных потерь
© Парламентская газета

Ранее глава Центробанка Эльвира Набиуллина отмечала, что 2020 год был особенным, пандемия привела к серьёзным ограничениям, которые существенно повлияли на экономику. Задачей финансового сектора было смягчение последствий кризиса для людей и предприятий.

По оценке Журавлева, российские банки не только выстояли, но и выступили ключевым элементом системы спасения других отраслей экономики.

"Во‑первых, это был основной канал поддержки граждан и бизнеса. Во‑вторых, банки сами предоставляли собственные программы поддержки, программы реструктуризации, которые зачастую были более льготными и выгодными. Это, безусловно, результат очень эффективной денежно-кредитной политики и политики очищения рынка от недобросовестных игроков», — заявил вице-спикер Совфеда, выступая на в рамках проходящего в Москве ежегодного международного финансового конгресса, проводимого Банком России.

Чтобы поддержать экономику и граждан в кризис, законодатели при непосредственном взаимодействии с ЦБ проделали большую работу, подчеркнул Журавлев. Были оперативно подготовлены и приняты законы по кредитным каникулам, льготному кредитованию, нацеленному на поддержку занятости, мерам налогового стимулирования малого бизнеса. 

«Совместно с Банком России мы продолжим сотрудничество по укреплению макропруденциальной политики. Уверен, это будет способствовать снижению рисков и обеспечению устойчивости финансового рынка», — сказал Николай Журавлев.

По словам вице-спикера, экономика России постепенно выходит из кризиса. Темпы этого посткризисного восстановления связаны с состоянием финансовой системы, «её способностью обслуживать и обеспечивать деньгами реальный сектор и растущий спрос населения». Поэтому «важно вовремя определить и свести на нет все риски и препятствия в работе финансового сектора». Одним из инструментов решения данной задачи являются меры макропруденциального регулирования, сказал Николай Журавлев.

По его мнению, основные цели макропруденциальной политики — предотвращение финансовых пузырей и накопление буферов. «Макропруденциальная политика — это комплекс упреждающих, в первую очередь, мер против системных рисков, когда определенные участники финансового рынка могут потерять устойчивость и прийти к государству за определенной помощью», — указал парламентарий.

«Если ситуация на рынке спокойная, компании и участники финансового рынка зарабатывают прибыть — они копят буферы. Если на рынке «шторм», то эти буферы должны быть использованы. Но задача регулятора бороться с пузырями на финансовом рынке», — отметил Николай Журавлев.

Накопление буферов должно быть «без перегибов», считает Николай Журавлев. «Потому что избыточное их накопление существенно влияет на скорость кредитования и возможности наших банков кредитовать экономику», — уточнил он.

По его мнению парламентария, нужно искоренять регуляторные арбитражи на рынках для того, чтобы было одинаковое регулирование для банков, технологических компаний (в части, например, критической инфраструктуры), а также для участников финансового рынка, кредиторов и микрофинансовых организаций.

Ранее Эльвира Набиуллина сообщала, что Центробанк фиксирует некоторые

признаки «перегрева» на ипотечном рынке.

Она подчеркнула, что из-за пандемии макропруденциальные надбавки были снижены, но сейчас необходимо вернуться к препандемическим уровням.