Рынки акций и сырья ждет повышенная волатильность

Объективно говоря, фундаментальных поводов для снижения американского рынка акций нет, однако нет и мощных драйверов роста. Даже ожидания сезона отчетностей американских компаний уже не толкают котировки вверх. 

Рынки акций и сырья ждет повышенная волатильность
© Финансовая газета

Стремительный рост американский экономики в 2021 году (на 7%) во многом уже заложен в котировки акций. Более того, теперь позитивные для экономики страны новости, в том числе значительное превышение совокупной прибыли за I полугодие крупнейших эмитентов над прогнозом, может трактоваться как еще один аргумент для ФРС в пользу ускоренного сворачивания программы стимулирования экономики. 

При этом есть мнение, что аналитики крупнейших мировых инвестдомов умышленно немного занижают прогнозы по прибылям компаний, чтобы спровоцировать рост их котировок после выхода более сильных, чем ожидалось, данных. В такой ситуации среднесрочные инвесторы «встанут на паузу», не делая новых покупок, но и не фиксируя прибыль. 

Спекулянты будут раскачивать рынок 

Но это совсем не устраивает спекулянтов. Они нацелены на быстрый заработок и будут пытаться раскачать рынок «на новостях». Новости же на прошлой неделе были противоречивые. 

В понедельник президент ФРБ Далласа Роберт Каплан высказал свое мнение, что сокращение программы выкупа бумаг с рынка должно начаться «скорее раньше, чем позже». Глава ФРБ Сент-Луиса Джеймс Буллард предположил, что ставки федеральных фондов могут быть повышены уже в 2022 году, хотя пока консенсус-прогноз ФРС говорит, что этот шаг будет сделан на год позже. 

Точку поставил председатель совета управляющих Федеральной резервной системы Джером Пауэлл. Выступая в конгрессе США, он исполнил всем уже знакомую песню о том, что лишь на основе краткосрочного роста инфляции регулятор не будет принимать какие-то меры. «Мы не будем повышать процентные ставки преэмптивно только из-за того, что боимся возможного наступления инфляции. Будем ждать доказательств фактической инфляции или других нарушений равновесия», – сказал он. 

Рынок отреагировал на его слова покупками, причем не только акций, но и товарных фьючерсов, еще раз доказав, что из рисковых активов пока никто всерьез выходить не намерен. Однако при любом негативном поводе или неосторожном высказывании высокопоставленных американских чиновников «медведи» тут же будут возобновлять атаки. 

«По моему мнению, что-то конкретное ждем к августу, а лето пройдет под знаком говорунов: одни напугают, другие успокоят. Посмотрим, чья возьмет. Думаю, к осени появятся новые разновидности вируса. Народ не может не испугаться. Хотя высокая ликвидность будет позволять каждый раз выкупать просадки. Так и будем бултыхаться», – резюмирует президент ИГ «Московские партнеры» Евгений Коган. 

Ретроспектива вселяет оптимизм 

Для того чтобы попытаться спрогнозировать дальнейшее поведение фондового рынка, стоит оглянуться на несколько лет назад, когда мировая экономика восстанавливалась после разрушительного кризиса 2008 года. Это полезно сделать еще и стой точки зрения, что фондовый рынок живет аналогиями. Подавляющее большинство алгоритмических торговых систем (или, как их еще называют, торговых роботов) работает исключительно на ожиданиях, что те или иные бывшие в прошлом сценарии повторятся и в будущем. 

Тогда ФРС, возглавляемая нынешним министром финансов Джанет Йеллен, не поднимала ставку в течение 9 лет, но постоянно информировала инвестиционное сообщество о своих не только действиях, но и намерениях. Первое повышение ставки произошло в декабре 2015 года, но, как видно из приведенного графика, долгосрочный восходящий тренд Индекс S&P 500 завершил только в начале лета того года. 

«Рынок продолжал уверенно расти – несмотря на то что еще в конце 2013 года было объявлено о сокращении темпов покупок активов, в течение 2014 года регулятор выкупал все меньше и меньше, завершив покупки на свеженапечатанные доллары в октябре 2014 года, но продолжив реинвестирование для поддержания баланса на прежнем уровне. Ощутимое давление рынок акций испытал только в августе 2015 года и впоследствии в начале 2016 года. 

Фаза “медвежьего рынка”, которой считается провал индексов на 20%, так и не наступила. А уже в июле 2016 года рынок обновил рекордные уровни», – отмечает в своем обзоре эксперт «БКС Экспресс» Альберт Короев. 

Вряд ли в этот раз мы увидим столь длительный период проведения сверхмягкой денежно-кредитной политики ФРС, но главный вывод из прошлого заключается в том, что даже начало снижения объемов выкупа бумаг с рынка не приводит к сильному падению биржевых индексов. Это объяснимо: новые деньги, хоть и в усеченном объеме, продолжат поступать в экономику, а они требуют вложений. 

Россия последует за Западом и сырьем 

Если вышеизложенные предположения верны, то хорошие шансы на продолжение роста есть и у российского рынка акций, который, как правило, следует за западными индексами. Впрочем, такая корреляция может разрушиться уже в августе. Не исключено, что западные инвесторы начнут сокращать позиции по рублевым активам в преддверии думских выборов. Если же по их итогам мы увидим резкий рост протестных выступлений и жесткий разгон демонстраций, то падение Индекса МосБиржи может быть серьезным, вплоть до 20–30%. 

Российские акции будут получать поддержку и от продолжающегося восходящего тренда сырьевых ресурсов. Самым главным из них является нефть, поскольку западные инвесторы смотрят на рублевые активы исключительно в разрезе цен на энергоносители. 

Сейчас аналитики обсуждают, начнет ли ОПЕК+ существенно повышать уровень добычи, чтобы не допустить дальнейшего роста цен и не стимулировать американских сланцевых добытчиков к росту производства. Ответ на этот вопрос мы узнаем уже на следующей неделе. Однако, даже если расширенный картель пойдет на увеличение добычи и тем самым собьет нефтяные цены, доходы бюджета РФ и выручка «нефтянки» могут даже возрасти вследствие повышения объемов экспорта. 

Некоторые аналитики предполагают, что к концу года Индекс МосБиржи сможет пересечь отметку 4500 пунктов, что подразумевает рост примерно на 17% от текущего уровня. Но такие прогнозы сбудутся лишь в случае сохранения нынешней мягкой денежно-кредитной политики ФРС США и отсутствия новых внутрироссийских политических рисков. 

Как реагировал S&P 500 на ужесточение денежно-кредитной политики

ФРС