Как рынок FoodTech пережил пандемию
Михаил Воронин - Старший партнер и основатель бизнес-клуба «Атланты». Малый и средний бизнес обычно сложнее других переживает кризисы и турбулентное время, однако у небольших компаний есть свои плюсы — они быстрее реагируют на изменение рынка и чувствуют тренды, а также оперативно адаптируются к ограничениям. Как компании из сферы FoodTech смогли продемонстрировать уверенную динамику роста даже в период локдауна? Пандемия и рост. Сочетание, которое при первом прочтении вас точно удивило. Однако по итогам 2020 года есть отрасль, которая доказала, что совершить прорывной скачок и продемонстрировать яркие решения можно. Такой отраслью оказался FoodTech-рынок. Ежегодно совместно с компанией Smart Ranking мы готовим рейтинг самых быстрорастущих компаний «Атланты 1000» (первый такой рейтинг вышел в 2019 г.). Он отражает именно динамику роста малого и среднего предпринимательства. В этом году мы приняли решение сделать не просто глобальный рейтинг, а под микроскопом рассмотреть отдельные отрасли, в частности FoodTech, и отразить тенденции различных сфер. Гибкость решений и способность к быстрой адаптации под резко меняющиеся правила игры — самые яркие тренды, которые позволили отрасли продемонстрировать рост и развитие, а не убытки и сокращения (как менее удачливые рынки). По словам наших резидентов, работающих в этой отрасли, — около 5% от общего числа участников, — это общая тенденция рынка. Всего по итогам 2020 г. FoodTech-бизнес заработал на 200% больше, чем в 2019-м, и рос почти в три раза быстрее. Суммарная выручка топ-30 крупнейших российских FoodTech-компаний составила около 120 млрд руб. Участники рейтинга заняли почти половину российского рынка, который (по разным оценкам) не превышал 250 млрд руб. Ключевые показатели Наибольший прирост выручки за три года продемонстрировал сервис «Самокат» — с 27 млн руб. до 9 млрд руб. Второе место — сервис по доставке готовых рационов «Кухня на районе», выручка которого выросла в 167 раз. В тройке лидеров — сервис Juicy Food, рост составил 14 тысяч процентов. Динамика 2020 г. к 2018 г. (по росту выручки): Самокат — 32 746,72% Кухня на районе — 16 674,19% Juicy Food — 13 954,93% Wildberries — 3150,77% «СберМаркет» — 3074,85% «Яндекс» («Яндекс.Еда», «Яндекс.Лавка», «Яндекс.Маркет») — 2566,67% SeasonMarket — 2211,36% Save Time — 1200,00% Get Faster — 707,87% igooods — 566,67% Мы отмечаем, что экспресс-доставка продуктов из магазинов стала наиболее динамичным сегментом. Foodtech-компании, которые занимают эту нишу, заработали 65 млрд рублей, что на 306% больше, чем в 2019-м; а динамика роста с 2018-го по 2019-й составила 33%. Главные наблюдения Онлайн-торговля стала частью жизни даже той аудитории, которая ранее скептически относилась к покупкам в интернете, — это люди старше 55 лет: их доля в числе онлайн-покупателей постоянно растет. Наиболее популярными платформами онлайн-заказов стали Ozon и Wildberries — каждая компания завершила 2020-й с выручкой около 12 млрд руб. Пандемия кардинально изменила наши повседневные привычки и модели поведения: вынужденные ограничения, спровоцированные тотальным локдауном, позволили людям выработать привычку заказывать через интернет ресторанную еду, продукты, готовые рационы. Многие задумались о собственном здоровье и влиянии человека на окружающую среду. Как свидетельствует рейтинг, сервисы из топ-30, которые доставляют клиентам фермерские продукты, заработали в 2020 г. около 750 млн руб. Значительно возросла потребность в найме новых сотрудников и оптимизации систем управления. Турбулентное время доказало — у кого управленческая система была выстроена эффективнее, тот и победил. Победили и те, кто первым почувствовал тренд на экологичность, персонализацию, здоровое питание. Тенденции Стоит отметить, что конкуренция на рынке — высочайшая. Но именно такая среда привлекает новых игроков и объемные инвестиции. В чем заинтересованы инвесторы? Наиболее востребованными для финансовых вложений являются дарксторы и компании с мгновенной доставкой. Перспективные также проекты, связанные с созданием платформ для электронной коммерции (заказ еды в ресторанах, доставка) и разработкой новых продуктов питания (продукты на растительной основе). Правила роста Изучив внимательно отдельный рынок, мы убедились в том, что только креативные и быстрые решения помогут выжить (и вырасти) в нестандартное время. Это тот урок, которые компании должны вынести, зафиксировать и успешно преодолеть новые вызовы (не только коронавирусные). Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»