Войти в почту

Дело «МММ» в новой упаковке, или Почему финансовые пирамиды не теряют популярности и в наши дни?

30 лет назад, 31 июля 1991 года, состоялась первая пиар-акция финансовой пирамиды «МММ». В этот день проезд на всех линиях московского метро оказался бесплатным для москвичей и гостей столицы. Приятный сюрприз для миллионов людей. Некая, никому тогда еще не известная компания «МММ» компенсировала городу все расходы. Это звучало солидно. И внушало доверие. Новость эта прокатилась по всем СМИ. О компании «МММ» заговорили сперва в Москве, а потом и по всей стране.

Дело «МММ» в новой упаковке, или Почему финансовые пирамиды не теряют популярности и в наши дни?
© Мир24

Леня Голубков, «просто Мария» и народные мечты

Вслед за этим на центральных телеканалах появились рекламные ролики, в которых доступно, с простыми примерами рассказывалось, что ждет людей, которые купят акции компании. На экранах был показан график, стремительно растущий вверх по экспоненте. На нем были отмечены основные «вехи»: сапоги, шуба, мебель, автомашина, квартира.

Главный герой рекламы – простоватый Леня Голубков – сперва покупал акции, потом – на дивиденды – сапоги жене. А затем сам становился партнером фирмы и – в костюме и при галстуке – рассказывал аудитории тетушек и бабушек, тыча указкой в график, что их ждет, если они последуют его примеру.

В других роликах Леня Голубков появлялся в майке, с початой трехлитровой банкой соленых огурчиков и прочей закуской. В понятной и до боли знакомой обстановке застолья он растолковывал потенциальному собутыльнику, что тому нужно делать, чтобы внезапно обогатиться. Апофеозом рекламных похождений Лени Голубкова была его встреча с мексиканской кинозвездой из сериала «Просто Мария», на котором тогда было просто помешано почти все женское население страны.

Народ буквально ломился в офисы «МММ», пытаясь купить акции удивительной компании, обещавшей вожделенные материальные блага, ради которых раньше надо было трудиться годами. За полгода цены на бумаги «МММ» выросли в 127 раз, а число вкладчиков компании, по разным данным, достигло 10−15 миллионов человек.

Рецепт пирамиды, или Кто виноват?

Крупнейшая в истории России финансовая пирамида «МММ» была зарегистрирована в 1989 году в Ленинском исполкоме Москвы. Название образовано первыми буквами соучредителей – братьев Сергея и Вячеслава Мавроди, а также Ольги Мельниковой – жены брата. Изначально компания занималась торговлей импортной оргтехникой, ввозя в СССР компьютеры и принтеры.

В начале 1990-х были выпущены акции «МММ» номиналом 1 тысяча рублей. Они поступили в продажу 1 февраля 1994 года. Вскоре после этого главный генератор идей Сергей Мавроди ввел в оборот билеты «МММ» – бумаги, формально не являющиеся ценными. Один билет равнялся одной сотой цены акции.

Внешне билеты «МММ» были похожи на советский червонец, только вместо портрета Ленина в центре был помещено изображение самого Сергея Мавроди. Маневр с введением билетов понадобился для того, чтобы вывести бумаги «МММ» из-под действия закона о ценных бумагах.

Это была беспрецедентная финансовая авантюра. По самым скромным оценкам более 10 млн человек купили билеты «МММ» и рассчитывали на дивиденды. Мечта о внезапном богатстве настолько завладела гражданами страны, что они были совершенно не способны включить рациональное мышление и объяснить хотя бы самим себе, как именно создатели фирмы собираются исполнить свои обещания. Это было не что иное, как вера в чудо, отметавшая любые сомнения и любую критику. Делай как Леня Голубков и тебя ждет процветание!

«Финансовые пирамиды – это весьма давнее явление на планете, – говорит эксперт РАНХиГС историк Сыдып Бальдруев. – Рецепт любой пирамиды прост: нужно пообещать огромные прибыли, сделать мощнейшую рекламу и раздать часть денег в начале, причем весьма щедро. И – вуаля, пирамида готова! Персона Мавроди стала весьма известной и даже ушла в фольклор лишь потому, что «МММ» была одной из первых и наиболее крупных пирамид на территории бывшего СССР. Стоит отметить, что Мавроди являлся для того времени хорошим маркетологом и талантливым рекламистом, который сумел достучаться до огромного количества людей, используя образ своего рекламного маскота (персонажа-талисмана – прим. ред.) Лени Голубкова с его простыми стремлениями (купил жене сапоги, потом куплю машину)».

«Также стоит отметить, что, каким бы ни был дерзким, харизматичным мошенником основатель пирамиды, без второго партнера – а именно вкладчика – ничего бы не получилось, – говорит экономист, управляющий партнер проп-трейдинговой компании «Vataga» Евгений Васеев. – По большому счету эти люди достойны друг друга, ибо, как правило, здравомыслящие граждане на такое не подпишутся. Соответственно, психология вкладчика базируется во многом на желании получить много, ничего при этом не делая, либо на наивности и чрезмерной простоте».

И таких людей, к сожалению, немало. «Отсюда популярность подобных проектов, которые, по идее, должны были исчезнуть давным-давно под гнетом законодательства, здравомыслия и пугающих историй о миллионах разорившихся вкладчиков. Поэтому нужно понимать, что новые пирамиды будут появляться снова и снова, модернизируясь, меняясь, но при этом также оставляя людей без гроша в кармане», – объясняет Васеев.

Новые технологии на службе аферистов

После резкого обесценивания билетов «МММ» только официально пострадавшими были признаны 10 млн человек. А несколько десятков человек в тот момент даже покончили жизнь самоубийством. Сам же создатель пирамиды Сергей Мавроди, отсидев в тюрьме, смог организовать еще несколько финансовых пирамид. Только теперь деньги ему «добровольно жертвовали», поэтому обвинить его в мошенничестве стало сложнее.

«После выхода Мавроди из заключения пирамида «МММ» возродилась, но уже в интернете, – говорит независимый it-эксперт.Дмитрий Просяник. – И теперь этим занялась не только сама «МММ», поскольку в бизнес пришел костяк людей, которые вложились в самом начале существования пирамиды в 90-х и неплохо заработали на этом. Они отработали по той же схеме. Также подросло новое поколение потенциальных вкладчиков – людей, которым это было в диковинку, поскольку в 90-х они были еще детьми. Интернет позволил распространить ту же схему во многих регионах нашей страны и даже по всему миру, что невозможно было бы без новых технологий. Разного рода сайты, социальные сети и мессенджеры оказали свое влияние на ситуацию. Поэтому новые технологии распространения, неистовое желание среднестатистического человека получить много просто так и огромный опыт пирамидостроения в нашей стране привели к тому, что финансовые пирамиды стали популярны и в наше время».