Нужно ли вводить общий запрет на экспорт бензина

Помимо этого, Минэнерго планирует подписать соглашения с нефтяниками об увеличении до 15% нормативов реализации топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. Сейчас норматив по бензинам составляет 11%, по дизтопливу – 7,5%. Обе меры, на первый взгляд, правильные, но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Разберем по порядку. Нужно ли вводить запрет на экспорт? Скорее, да, чем нет. С одной стороны, внутренний спрос, а с ним – цены на топливо стабильно растут, а с другой стороны, экспортные поставки бензинов значительно не снижаются. В январе-мае этого года экспорт снизился всего на 5,8%, хотя в последние месяцы падение было более заметным. Если вводить временный запрет экспорта, то на бензин класса Евро-5, и, само собой, на дизтопливо. Другой вопрос, по какой схеме. Самое простое – ввести полный запрет на экспорт. Но тогда возникнет угроза невыполнения межправительственных соглашений, пострадают интересы дочерних обществ наших ВИНК в приграничных государствах, не следует забывать и о долгосрочных коммерческих договорах. Так что какой-никакой экспорт останется, да и внутреннее перепроизводство никому не нужно. Следовательно, нужен алгоритм пропорционального сокращения объемов экспортных поставок. Здесь изобретения велосипеда не потребуется. Достаточно взглянуть на полугодовые итоги экспорта бензина Евро-5, чтобы увидеть, что наибольший объем экспорта приходится на "Сургутнефтегаз" ("СНГ"). С начала года доля "СНГ" в совокупном экспорте, в первую очередь, через Киришский НПЗ, составила без малого половину, точнее, 44,9%. На втором месте с большим отрывом идет "Газпром нефть" с долей в 10,6% (если с "Газпромом" и "Газпром Салаватом", то 19,9%), показатели остальных компаний - менее 5%. "Кириши" могут безболезненно снизить объемы экспортных поставок в два раза (что, кстати, уже произошло в июне по сравнению с апрелем-маем), и перенаправить топливо на внутренний рынок, прежде всего, на биржу. Тут мы переходим ко второму предложению Минэнерго об увеличении биржевого норматива реализации с 11 до 15% от произведенного ВИНК топлива. План Минэнерго также кажется верным, но лишь до тех пор, пока мы не познакомимся поближе с текущими показателями биржевой реализации моторного топлива. С начала года наибольшая доля биржевых продаж бензинов принадлежит "Роснефти" – 1 688 тыс т или 25% от общего объема производства. У "Газпром нефти" – 535 тыс т или 13%, у "Лукойла" – 508 тыс т или 14%. По дизтопливу ситуация схожая с той разницей, что при нормативе в 7,5% "Роснефть" продавала через биржу в среднем 15% собственного производства или 1 690 тыс т. В общем и целом, "Роснефть", помимо прочего, снабжающая собственную сеть АЗС в 3 000 станций, с начала года реализовала через биржу порядка 46% совокупного биржевого объема автобензинов и 42% дизтоплива. Но речь не о том, какая "Роснефть" хорошая, а о том, что отдельные производители, что называется, въезжают на чужом горбу в рай. Скажем, упоминавшийся выше "СНГ" при биржевом нормативе реализации бензинов в 11% продал через биржу лишь 10%, а по дизтопливу при нормативе 7,5% и вовсе 4%. Чуть лучше дела с выполнением нормативов у "ТАИФ-НК" (включая "Татнефть"): по бензинам – 15%, по дизтопливу – 6%. Прежде чем повышать общий норматив, нужно, во-первых, разобраться с компаниями, что не выполняют действующие соглашения, а во-вторых, разработать дифференциальную шкалу в зависимости от адресности внебиржевой реализации. Второе нужно сделать во избежание возникновения ситуации, когда рост биржевых продаж произойдет за счет снижения поставок региональным нефтебазам и уменьшения внебиржевых продаж крупным предприятиям и федеральным заказчикам. Те, в свою очередь, выйдут на биржу и увеличат спрос, что нивелирует желанное расширение предложения. Сейчас ФАС проверяет нефтетрейдеров на предмет "соучастия" в росте цен. Вполне возможно, кое-кого следовало бы также проверить по поводу присутствия в серых экспортных схемах, когда топливо притворно и по минимальным ценам продается "своим" покупателям, а потом, якобы, легально, уходит на экспорт. У биржевиков имеются определенные подозрения на этот счет в отношении крупнейшей частной компании. Впрочем, если это и домыслы, то в известной мере объяснимые: все хотят работать в равных условиях.

Нужно ли вводить общий запрет на экспорт бензина
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости