Войти в почту

Точка в деле Майкла Калви. Суд примет решение сегодня

Мещанский суд Москвы, как ожидается, огласит сегодня приговор основателю инвестфонда Baring Vostok, который обвинялся в растрате средств банка «Восточный».

Точка в деле Майкла Калви. Суд примет решение сегодня
© BFM.RU

Майкл Калви — американский инвестор, поверивший в свое время в Россию и основавший инвестфонд, который уже больше четверти века вкладывает средства в различные активы в нашей стране. Одним из таких активов был банк «Восточный». С его совладельцами у Калви возник конфликт вокруг пакета акций.

В этой истории много нюансов, но все они, по идее, могли быть рассмотрены в рамках гражданского спора. Однако один из совладельцев банка, Шерзод Юсупов, обратился в ФСБ с заявлением, в котором утверждал, что Калви похитил средства «Восточного». По версии Юсупова, подконтрольное инвестфонду «Первое коллекторское бюро» получило кредит на 2,5 млрд рублей в «Восточном», который впоследствии был погашен акциями люксембургской компании, которые, по словам оппонентов Калви, почти ничего не стоили.

После этого возбудили уголовное дело. Сначала — по статье об особо крупном мошенничестве. Американского инвестора и других подозреваемых задержали в феврале 2019 года, как раз во время Сочинского форума. И отправили в СИЗО. Впоследствии дело переквалифицировали на растрату, а меру пресечения смягчили.

Дело вызвало большой резонанс. И вот сейчас, наверное, в нем будет поставлена точка. Какие выводы можно сделать из этой истории? Этот вопрос Business FM задала вице-президенту РСПП Игорю Юргенсу:

Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, член правления Российского союза промышленников и предпринимателей «С самого начала предпринимательское сообщество считало, что это спор хозяйствующих субъектов. Такие споры решаются не таким жестким способом, как посадка и все остальное. Какой урок? К сожалению, никакого урока. Мы не знаем, кто, где и когда принимал какие-то решения. Я был свидетелем того, как предпринимательское сообщество коллективно, довольно на высоком уровне, обращалась к президенту нашей страны, и он просил разобраться. В этот момент начались какие-то действия типа домашнего ареста. Но это никого ни в чем не убеждает. Если только на таком уровне могут приниматься такие решения, то о каком инвест-климате мы говорим? Поэтому ничего хорошего, кроме плохого я, к сожалению, в этой истории не вижу».

Гособвинение в итоге попросило суд приговорить Калви к шести годам лишения свободы условно по статье с максимальным наказанием в десять лет заключения, что, по мнению практикующих юристов, говорит о слабости позиции обвинения. Сам же Калви всегда заявлял, что за уголовным преследованием стоит корпоративный спор.

Комментирует глава комитета по правозащите партии «Новые люди» Александр Хуруджи:

Александр Хуруджи глава комитета по правозащите партии «Новые люди» «Ситуация более чем прозрачная. Даже представитель потерпевшего подтвердил, что ущерба нет. Поэтому я склоняюсь к тому, что у большинства людей возникло ощущение, что это недоразумение, мягко говоря, затянулось и нанесло серьезный удар по инвестиционной привлекательности российской юрисдикции. Необходимо срочно как-то эту страницу перевернуть и начать жизнь с чистого листа. Вопросы нанесенного ущерба репутации Калви, его партнеров, ребят, которые попали под это уголовное преследование — это уже следующий этап. Сейчас важно, чтобы было вынесено решение, поставлена какая-то точка».

Важно, наверное, и другое. Оппоненты Калви в итоге получили контроль над банком «Восточный», а затем продали его почти за 9 млрд рублей «Совкомбанку». То есть, добились своего.