Экономика
Компании
Рынки
Личный счет
Недвижимость
Курсы валют
Конвертер валют
Курс доллара
Курс евро

Малый бизнес Приморья не ведется на облигации

завершило первый этап отбора субъектов МСП, которым будет компенсирована часть понесенных ими затрат на выпуск облигаций и выплату процентного (купонного) дохода по ценным бумагам. На участие в программе и выплату субсидий заявки подали 19 российских компаний на общую сумму 102 млн руб. – 16 млн будет направлено на возмещение части затрат по листингу облигаций (до 1,5 млн руб.) и 86 млн на выплату процентного (купонного) дохода. Приморский бизнес в процессе почти не участвует.

Малый бизнес Приморья не ведется на облигации
Фото: Konkurent.ruKonkurent.ru

Видео дня

Сферу биржевого размещения для малого и среднего предпринимательства Мин­экономразвития субсидирует с 2019 г. За три года участниками программы стали около 30 компаний, которые, по словам замминистра экономразвития Татьяны Илюшниковой, в целом привлекли на фондовой бирже около 8 млрд руб. На второй этап отбора фирм-­эмитентов заявки принимаются в сентябре 2021 г. В этом году объем субсидий увеличен в 1,8 раза – до 293 млн руб., по сравнению с 163,9 млн руб. в 2020 г.

, главный аналитик TeleTrade: «Государство частично возмещает расходы фирм в данном процессе. После выпуска облигаций можно получить до 2% от их суммы, но не более 1,5 млн руб. Кроме того, после выплат купонного дохода по облигациям инвесторам компания-эмитент получает субсидию в размере доли процентной ставки по купону. Обычно 0,7 от ключевой ставки . Сейчас это 4,55% от 6,5%. Например, предприятие выплатило процент по своим облигациям из расчета 10% годовых. И бюджет отправит ему деньги на 4,55% годовых. Тогда затраты самого эмитента на данные цели составят лишь 1,95%».

Программа имеет несколько целей. Первая – диверсификация источников финансирования для развития малых и средних предприятий, вторая – стимулирование биржевого размещения ценных бумаг.

Людмила Васюкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента ДВФУ, руководитель образовательных программ магистратуры: «В свое время из-за ресурсной направленности в России сложился колоссальный структурный перекос всей экономики: 80% от общего налогового объема в бюджет давали крупные сырьевые компании. Малые и средние предприниматели априори не могут конкурировать с крупным бизнесом. Привлечение оборотных средств для МСП всегда было сопряжено с большими трудностями. Вот именно с целью диверсификации источников финансирования МСП и была создана система государственной поддержки субсидирования определенных направлений.

Сегодня большинство предпринимателей получили доступ к низкопроцентным льготным кредитам через систему госсубсидирования. Также реализуется поддержка МСБ в рамках компенсации расходов по выпуску облигаций и процентного дохода. В этой связи государство выступает гарантом для инвесторов, которые готовы вкладываться в облигации небольших компаний, создавая для последних выгодные и низкорискованные условия вложения денег. Кроме того, благодаря господдержке, перспективные компании МСП вырабатывают поведенческие навыки игры на бирже, приобретают опыт. Безусловно, господдержка не будет бесконечной. Сейчас она работает как катализатор бизнес-процессов. Но настанет момент, когда механизм госгарантий будет «раскачан» и получит у бизнеса самостоятельный инерционный импульс».

Однако в сложившейся рыночной ситуации существует ряд причин, которые снижают привлекательность данной программы. Во-первых, сегодня, благодаря той же господдержке, большинству представителей среднего бизнеса дешевле взять банковский кредит в районе 6,5% годовых, чем заниматься выпуском облигаций. Чтобы ценные бумаги малоизвестной компании могли хоть как-то заинтересовать инвесторов, необходимо установить купонную доходность в двузначных цифрах – не менее 10–12%.

«Кроме того, в условиях макроэкономической нестабильности вкладываться в рублевые облигации малопонятных эмитентов потенциальные покупатели часто не готовы, так как в России есть большой выбор государственных и квазигосударственных облигаций, в том числе номинированных в долларах, с неплохой доходностью. Одним словом, если бы историю с господдержкой эмиссии облигаций МСП запустили в 2014 г., когда о льготных кредитах бизнес не мог и мечтать, такая программа пользовалась бы огромным успехом у МСП. Как говорится, «дорога ложка к обеду», – считает Максим Кривелевич, преподаватель ДВФУ, финансовый аналитик.

Тем не менее конъюнктура рынка и подтвердившиеся ожидания относительно денежно-кредитной политики Банка России по повышению ключевой ставки заставляют МСП искать финансы и на бирже тоже. Как сообщил директор по развитию сектора роста Мосбиржи Дмитрий Таскин, сейчас в секторе обращаются 39 облигаций 25 эмитентов из сегмента малого бизнеса. В высокой степени готовности находятся порядка десяти эмитентов, выпуски облигаций которых при благоприятной рыночной конъюнктуре ожидаются во втором полугодии 2021 г.

При этом, по словам Таскина, связанные с пандемией ограничения в экономике, введенные в 2020 г., и те, которые действуют сейчас, оказывают влияние на эмитентов МСП с низкомаржинальным бизнесом, особенно из отраслей, связанных с розничным сегментом и оптовой торговлей. Так, ООО «Каскад» и ООО «Дядя Дёнер», облигации которых включены в сектор компаний повышенного инвестиционного риска, уже допустили дефолт.

«Это лишний раз свидетельствует о высоких рисках инвестирования в высокодоходные облигации. Инвесторам имеет смысл очень внимательно и с осторожностью относиться к эмитентам с нестабильным денежным потоком, высокой долговой нагрузкой, а также из секторов экономики, риски по которым могут увеличиться в результате ограничений, вызванных третьей волной коронавирусной инфекции», – отметил Таскин.

Эксперты не исключают, что льготная инициатива или носит исключительно формальный характер, или востребована некими «своими» компаниями, которые получат в рамках этой программы преференции от государства.

в, аналитик финансовой группы «ФИНАМ»: «Это точно не то направление, в котором малый и средний бизнес ждет помощи от государства. Некрупные предприниматели куда больше нуждаются в налоговых послаблениях, кредитных каникулах в связи с пандемией, снижении количества административных барьеров и необоснованных проверок, в льготном кредитовании (напрямую, а не через выпуск облигаций). А те, кто сталкивался с процедурой эмиссии долговых бумаг, прекрасно знают, насколько это сложно и дорого. Данный путь характерен для крупных корпораций, но никак не для малого бизнеса. Ему бы обычный кредит без проволочек получить».

в, профессор кафедры математических методов в экономике Института математики и компьютерных технологий ДВФУ: «Согласно Единому реестру субъектов МСП по состоянию на 10 января 2021 г., на территории ДФО осуществляют деятельность 303,2 тыс. субъектов МСП, что составляет 5,4% от всех субъектов МСП в Российской Федерации. Основные виды деятельности субъектов МСП в ДФО: розничная торговля, преимущественно пищевыми продуктами (19%), строительство жилых и нежилых зданий (16%), а также предоставление услуг парикмахерских (12%). В отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, осуществляют деятельность около 99,1 тыс. субъектов МСП в ДФО (31,3% от общего количества по ДФО). В ДФО теоретически субсидии могут быть предоставлены примерно 16% организаций МСП в сфере строительства, остальные сектора экономики ДФО не поддерживаются в рамках Правил № 532. Но даже среди них лишь малая часть (менее 1%) выпустила акции для привлечения средств для инвестиций в развитие бизнеса. Таким образом, этот механизм не является актуальным для ДФО на данном этапе».