Малый бизнес Приморья не ведется на облигации

Минэкономразвития завершило первый этап отбора субъектов МСП, которым будет компенсирована часть понесенных ими затрат на выпуск облигаций и выплату процентного (купонного) дохода по ценным бумагам. На участие в программе и выплату субсидий заявки подали 19 российских компаний на общую сумму 102 млн руб. — 16 млн будет направлено на возмещение части затрат по листингу облигаций (до 1,5 млн руб.) и 86 млн на выплату процентного (купонного) дохода. Приморский бизнес в процессе почти не участвует.

Малый бизнес Приморья не ведется на облигации
© Konkurent.ru

Сферу биржевого размещения для малого и среднего предпринимательства Мин­экономразвития субсидирует с 2019 г. За три года участниками программы стали около 30 компаний, которые, по словам замминистра экономразвития Татьяны Илюшниковой, в целом привлекли на фондовой бирже около 8 млрд руб. На второй этап отбора фирм-­эмитентов заявки принимаются в сентябре 2021 г. В этом году объем субсидий увеличен в 1,8 раза — до 293 млн руб., по сравнению с 163,9 млн руб. в 2020 г.

Марк Гойхман, главный аналитик TeleTrade: «Государство частично возмещает расходы фирм в данном процессе. После выпуска облигаций можно получить до 2% от их суммы, но не более 1,5 млн руб. Кроме того, после выплат купонного дохода по облигациям инвесторам компания-эмитент получает субсидию в размере доли процентной ставки по купону. Обычно 0,7 от ключевой ставки ЦБ РФ. Сейчас это 4,55% от 6,5%. Например, предприятие выплатило процент по своим облигациям из расчета 10% годовых. И бюджет отправит ему деньги на 4,55% годовых. Тогда затраты самого эмитента на данные цели составят лишь 1,95%».

Программа имеет несколько целей. Первая — диверсификация источников финансирования для развития малых и средних предприятий, вторая — стимулирование биржевого размещения ценных бумаг.

Людмила Васюкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит» Школы экономики и менеджмента ДВФУ, руководитель образовательных программ магистратуры: «В свое время из-за ресурсной направленности в России сложился колоссальный структурный перекос всей экономики: 80% от общего налогового объема в бюджет давали крупные сырьевые компании. Малые и средние предприниматели априори не могут конкурировать с крупным бизнесом. Привлечение оборотных средств для МСП всегда было сопряжено с большими трудностями. Вот именно с целью диверсификации источников финансирования МСП и была создана система государственной поддержки субсидирования определенных направлений.

Сегодня большинство предпринимателей получили доступ к низкопроцентным льготным кредитам через систему госсубсидирования. Также реализуется поддержка МСБ в рамках компенсации расходов по выпуску облигаций и процентного дохода. В этой связи государство выступает гарантом для инвесторов, которые готовы вкладываться в облигации небольших компаний, создавая для последних выгодные и низкорискованные условия вложения денег. Кроме того, благодаря господдержке перспективные компании МСП вырабатывают поведенческие навыки игры на бирже, приобретают опыт. Безусловно, господдержка не будет бесконечной. Сейчас она работает как катализатор бизнес-процессов. Но настанет момент, когда механизм госгарантий будет «раскачан» и получит у бизнеса самостоятельный инерционный импульс».

Однако в сложившейся рыночной ситуации существует ряд причин, которые снижают привлекательность данной программы. Во-первых, сегодня, благодаря той же господдержке, большинству представителей среднего бизнеса дешевле взять банковский кредит в районе 6,5% годовых, чем заниматься выпуском облигаций. Чтобы ценные бумаги малоизвестной компании могли хоть как-то заинтересовать инвесторов, необходимо установить купонную доходность в двузначных цифрах — не менее 10–12%.

«Кроме того, в условиях макроэкономической нестабильности вкладываться в рублевые облигации малопонятных эмитентов потенциальные покупатели часто не готовы, так как в России есть большой выбор государственных и квазигосударственных облигаций, в том числе номинированных в долларах, с неплохой доходностью. Одним словом, если бы историю с господдержкой эмиссии облигаций МСП запустили в 2014 г., когда о льготных кредитах бизнес не мог и мечтать, такая программа пользовалась бы огромным успехом у МСП. Как говорится, «дорога ложка к обеду», — считает Максим Кривелевич, преподаватель ДВФУ, финансовый аналитик.

Тем не менее конъюнктура рынка и подтвердившиеся ожидания относительно денежно-кредитной политики Банка России по повышению ключевой ставки заставляют МСП искать финансы и на бирже тоже. Как сообщил директор по развитию сектора роста Мосбиржи Дмитрий Таскин, сейчас в секторе обращаются 39 облигаций 25 эмитентов из сегмента малого бизнеса. В высокой степени готовности находятся порядка десяти эмитентов, выпуски облигаций которых при благоприятной рыночной конъюнктуре ожидаются во втором полугодии 2021 г.

При этом, по словам Таскина, связанные с пандемией ограничения в экономике, введенные в 2020 г., и те, которые действуют сейчас, оказывают влияние на эмитентов МСП с низкомаржинальным бизнесом, особенно из отраслей, связанных с розничным сегментом и оптовой торговлей. Так, ООО «Каскад» и ООО «Дядя Дёнер», облигации которых включены в сектор компаний повышенного инвестиционного риска, уже допустили дефолт.

«Это лишний раз свидетельствует о высоких рисках инвестирования в высокодоходные облигации. Инвесторам имеет смысл очень внимательно и с осторожностью относиться к эмитентам с нестабильным денежным потоком, высокой долговой нагрузкой, а также из секторов экономики, риски по которым могут увеличиться в результате ограничений, вызванных третьей волной коронавирусной инфекции», — отметил Таскин.

Эксперты не исключают, что льготная инициатива или носит исключительно формальный характер, или востребована некими «своими» компаниями, которые получат в рамках этой программы преференции от государства.

Алексей Коренев, аналитик финансовой группы «ФИНАМ»: «Это точно не то направление, в котором малый и средний бизнес ждет помощи от государства. Некрупные предприниматели куда больше нуждаются в налоговых послаблениях, кредитных каникулах в связи с пандемией, снижении количества административных барьеров и необоснованных проверок, в льготном кредитовании (напрямую, а не через выпуск облигаций). А те, кто сталкивался с процедурой эмиссии долговых бумаг, прекрасно знают, насколько это сложно и дорого. Данный путь характерен для крупных корпораций, но никак не для малого бизнеса. Ему бы обычный кредит без проволочек получить».

Александр Абрамов, профессор кафедры математических методов в экономике Института математики и компьютерных технологий ДВФУ: «Согласно Единому реестру субъектов МСП по состоянию на 10 января 2021 г., на территории ДФО осуществляют деятельность 303,2 тыс. субъектов МСП, что составляет 5,4% от всех субъектов МСП в Российской Федерации. Основные виды деятельности субъектов МСП в ДФО: розничная торговля, преимущественно пищевыми продуктами (19%), строительство жилых и нежилых зданий (16%), а также предоставление услуг парикмахерских (12%). В отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, осуществляют деятельность около 99,1 тыс. субъектов МСП в ДФО (31,3% от общего количества по ДФО). В ДФО теоретически субсидии могут быть предоставлены примерно 16% организаций МСП в сфере строительства, остальные сектора экономики ДФО не поддерживаются в рамках Правил № 532. Но даже среди них лишь малая часть (менее 1%) выпустила акции для привлечения средств для инвестиций в развитие бизнеса. Таким образом, этот механизм не является актуальным для ДФО на данном этапе».