Дефолт 17 августа 1998 года: взгляд из будущего

Ровно 23 года назад в России был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Все помнят очереди к банкоматам и в валютные кассы, очереди в пустые магазины, обесценивание последних денег и задержки зарплат до восьми месяцев. Почему же так случилось? Посмотрим из будущего.

Дефолт 17 августа 1998 года: взгляд из будущего
© Слово и Дело

Что случилось 17 августа 1998 года?

Фактически, в тот день государство признало себя банкротом перед собственным гражданами и перед другими странами. Одновременно правительство отказалось от удержания фиксированного курса рубля по отношению к доллару и объявило о переходе к плавающему курсу в рамках нового «валютного коридора», границы которого были резко расширены.

В качестве причин экономического кризиса и обесценивания российской валюты назывались искусственное завышение курса рубля в целях сокращения инфляции и кризис в странах Юго-Восточной Азии. Также резко упали мировые цены на энергоносители, которые составляли значительную часть российского экспорта.

Однако честнее было бы сказать иначе: к дефолту 17 августа 1998 года привели постоянная жажда наживы со стороны молодых и предприимчивых руководителей страны на протяжении всех 90-х годов (отсюда постоянные распри и политическая борьба), желание разграбить советское наследие и абсолютная халатность по отношению к россиянам.

Что писали газеты?

Главная газета того времени, «Коммерсант», на следующий день после официального дефолта, выпустила статью под названием «Мы проснулись в другой стране» — по-другому и не скажешь, так как этот день полностью изменил экономику нашей страны. В статье подробно описывается, с какими проблемами буквально в один день столкнулась наша страна.

«Верхняя граница «валютного коридора» до конца года была поднята до 9,50 руб., и в его пределах можно провести хоть 50-процентную девальвацию рубля. <…> Фактически за один день финансовый рынок оказался отброшенным на несколько лет назад, и его возрождение надо начинать с нуля. <…> В полной растерянности сегодня находятся негосударственные пенсионные фонды. Отказ государства от погашения ГКО уже в сентябре может привести к нехватке денег на выплату дополнительных пенсий. А ее получают уже 183 тыс. российских граждан», — такие проблемы увидели аналитики «Ъ» 18 августа 1998 года, и это было только начало.

Взгляд из будущего: не повторится ли ситуация 90-х?

Последний экономический кризис 1990-х годов тщательно изучался экономистами на предмет ошибок. И хотя сегодня многие говорят, что девальвация не повторится, все может случиться как в том августе: 14 числа Борис Ельцин «твердо и четко» заявил, что девальвации не будет, а уже через три дня одна и случилась.

Экономист Александр Дудчак в комментарии для «Слово и Дело» высказал мысль, что главной причиной краха экономической системы стало абсолютное непонимание принципов работы здоровой экономики, жажда наживы и «шоковая терапия», желание полностью избавиться от советского наследия. В итоге оказалось, что даже во время войны экономика работала лучше, чем в мирные, но лихие девяностые.

«Развалился Советский Союз, а у молодых реформаторов была задача избавиться от остатков социалистической системы. Но никто не задумывался о том, что делать дальше. Они прекрасно понимали, что делали, у них было стремление к личному обогащению – о судьбе государства и людей они не особо беспокоились. Наверное, это было какое-то божие провидение, что Россия все-таки прошла над этой пропастью, будучи на грани развала и самоуничтожения.», — высказался экономист.

При этом экономист добавляет, что сегодня у власти держатся те же люди, что и в 90-е годы. Мы и сейчас наблюдаем противоборство в принятии очень важных ключевых экономических решений между теми, кто хочет создать сильную экономику, и теми, что хочет действовать по инструкциям Международного валютного фонда.

«К сожалению, проблема еще не решена. Тем не менее на этом пути было сделано немало, и, если сравнить состояние государства, с котором находилась Россия с 1998-2000 годах, и нынешнее, это несравнимые показатели, колоссальный рывок», — заключил эксперт.

Экономист и политолог Никита Масленников в комментарии для «Слово и Дело» подчеркнул, что объективная и совсем неблагоприятная экономическая ситуация 1990-х годов усугубилась ошибочными политическими решениями – в частности, в отставке правительства Виктора Черномырдина.

«Речь идет не о персоналии, а о том, что после этолог возник очевидный управленческий вакуум. Нужно было срочно принимать решение по валютному курсу, переходить от фиксированного курса, расширять коридор, либо применять какие-то другие решения – но принимать-то некому было. Между Минфином и ЦБ были достаточно серьезные противоречия. В качестве модератора этих отношений должен был выступить премьер-министр в случае таких непростых отношений между ведомствами. Но министра не было. Господина Киреенко утверждали почти 2,5 месяца, и время для принятия системных решений было упущено. Конечно, кризис все равно случился бы. Здесь сыграл роль и азиатский валютный кризис, и резкое снижение цен на нефть до 6 долларов за баррель. Но если бы не было еще и политического ракурса, то можно было бы принимать решения, которые позволили бы легче пройти неизбежный кризис», — считает экономист.

Сегодня Россия более-менее защищена от подобного кризиса: у нас более устойчивая финансовая система, страна обрела независимость, внутренний госдолг, выраженный в государственных ценных бумагах, не превышает 15 триллионов рублей. В России «подушка безопасности» в виде Фонда национального благосостояния, сдержанная и разумная долговая политика.