Спекулянтов изгоняют с топливного рынка

«Начиная с 18 августа биржа даст возможность продавцам до начала торгов сообщать об индикативном уровне намерений по цене и объемам реализации нефтепродуктов в торговую сессию текущего дня. Также будет введено 100-процентное денежное обеспечение сделок по перепродаже нефтепродуктов на базисах НПЗ», – говорится в сообщении пресс-службы СПбМТСБ. Хорошо забытое старое Эти меры, как ожидается, помогут «более качественно планировать как реализацию, так и приобретение топлива трейдерами и конечными потребителями» и отсечь от торгов спекулятивных игроков, которые не покупают реальное топливо, а играют на движении котировок. На снижение «избыточной торговой активности», потенициально способной вызывать необоснованное повышение цен, направлены и другие инициативы биржи: повышение тарифа и ограничение количества заявок, подаваемых в торговую систему, но при этом не приводящих к заключению сделок. Последняя мера уже применяется и в значительной мере достигла своей цели, кратно снизив количество подобных заявок, отмечают на СПбМТСБ. Вопрос о необходимости корректировки тарифа будет вынесен на рассмотрение ближайшего заседания Совета секции «Нефтепродукты», намеченного на 20 августа. Предложения, направленные на борьбу со спекулянтами, выдвинула и Федеральная антимонопольная служба. На состоявшемся на прошлой неделе совещании Биржевого комитета ФАС его участники констатировали высокую долю сделок между нефтяниками по купле-продаже друг у друга бензина на бирже, а также имеющиеся случае покупок топлива на бирже с применением торговых роботов. И то, и другое может являться признаком спекулятивных операций. В качестве меры противодействия служба предложила запретить продажу топлива трейдерами на базисах НПЗ и рекомендовала нефтяникам продавать на бирже максимально возможный объем топлива. Интересно, что с предложением отстранить трейдеров от торговли нефтепродуктами на базисах НПЗ и дать тем самым возможность участникам рынка покупать топливо напрямую у производителей еще в 2017 году выступали и крупные компании и независимые производители. Однако тогда инициатива не нашла понимания, в частности, в ней усмотрели нарушение закона «О конкуренции». В 2018 году разразился топливный кризис, который потребовал экстренных мер для его ликвидации. В частности, с нефтяными компаниями было заключено соглашение о заморозке оптовых и розничных цен, а для предупреждения подобных ситуаций Минфин разработал демпферный механизм, призванный повысить привлекательность поставок нефтепродуктов на российский рынок. Предупредительный выстрел По заявлению СПбМТСБ, ограничение участия в торгах трейдеров носит скорее предупредительный характер, поскольку их рыночная доля сейчас крайне мала. Например, в августе по автомобильным бензинам она составила 0%, а по дизельному топливу – 0,2%. Биржа и ФАС не ответили на запрос «ФедералПресс» о том, какой она была раньше и насколько спекулятивная составляющая могла влиять на текущие котировки. «Доля спекулянтов и их влияние на цену действительно малы, а новые правила появились в ответ на требование регулятора», – подтверждает источник на рынке. Речь, по его словам, идет не о том, чтобы ликвидировать возможность спекулятивных игроков влиять на цену, а о том, чтобы устранить «лишнюю нервозность», которую вызывают контракты с необычно высокими ценами. Собеседник «ФедералПресс» также отметил, что участники рынка надеются на временный характер принимаемых мер и на их отмену после того, как ситуация вернется к норме. «Эти ограничения, наверное, создадут ситуацию, при которой производители и потребители смогут работать напрямую, хотя непонятно, что им мешает делать это сейчас. Биржа же существует для определения цены за счет интересов посредников. Благодаря большому количеству рыночных игроков формируется рыночная цена и ликвидность. Уберите спекулянтов с биржи – и кто там останется? Пять нефтяных компаний и несколько крупных трейдеров», – недоумевает аналитик ФГ «ФИНАМ» Алексей Калачев. Проблема, по его словам, не в том, что кто-то хочет задрать котировки, а в том, что разница между внутренней ценой и экспортным нетбэком настолько велика, что не покрывается демпфером. В этих условиях снизить стоимость топлива в России достаточно сложно, если не прибегать к методам прямого регулирования. «Все хотят показать, что работа проведена, меры приняты, спекулянтам дали по рукам», – полагает эксперт. «Биржа на то и существует, чтобы спекулировать», – поддержал коллегу вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев. Лучший вариант – это перевести спекулянтов на срочный рынок, считает. «К сожалению, никто в России его не развивает, потому что в условиях розницы, растущей по правилу «инфляция плюс» срочный рынок как инструмент хеджирования работать не может», – говорит Гусев. В нынешних условиях целесообразно не удалять спекулятивную составляющую, а увеличивать предложение на бирже – чем больше предложение, тем меньше влияние спекулянтов, уверен эксперт. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

Спекулянтов изгоняют с топливного рынка
© РИА "ФедералПресс"