Как раньше других вложиться в будущие Apple и Tesla
Андрей Березин - Управляющий партнер инвестиционной компании Raison Asset Management. Что такое IPO, знают все, кто торговал на бирже. После IPO компания становится публичной, ее акции может купить любой желающий. Однако гораздо больше зарабатывают инвесторы, которые приобретают акции компании на этапе pre-IPO — до ее публичного размещения, а не после. В июле 2020 года акции частной на тот момент компании Robinhood (NASDAQ: HOOD) стоили около $14. Через год Robinhood вышла на IPO, сейчас ее акции торгуются уже по $47. Текущая доходность инвесторов, купивших бумаги по $14, составляет 235%. Еще один пример — акции образовательной онлайн-платформы Coursera (NYSE: COUR). В сентябре 2020 года она оценивалась в $20 за бумагу; в конце марта компания вышла на IPO, теперь одна ее акция стоит $38. Текущий результат — 90% доходности за 11 месяцев. Что такое инвестиции в pre-IPO В 2020 году компании Robinhood и Coursera находились на том этапе развития, который среди профессиональных инвесторов называется pre-IPO (буквально — «перед IPO»): их капитализация превышала $1 млрд, они занимали одни из лидирующих позиций на рынке, количество их клиентов, выручка и другие бизнес-показатели кратно росли год к году, они собирались выйти на биржу, у их акций был высокий потенциал роста. Инвестиции в pre-IPO — это покупка акций крупных частных компаний, которые уже занимают большую долю рынка, но способны за один-три года вырасти еще в несколько раз. Иначе говоря, это венчурные инвестиции поздних стадий — с меньшим риском и большей ликвидностью, чем в раннем венчуре. Pre-IPO и венчур ранних стадий: большая разница Инвестиции в стартапы на посевной стадии и венчурных стадиях A, B, С могут принести сотни процентов доходности, но выхода из идеи инвестору придется ждать в среднем 8 лет. Кроме того, эти инвестиции очень рискованны и из-за того требуют широкой диверсификации. Поскольку большинство молодых стартапов не выживает, в портфеле венчурного инвестора должно быть минимум 40 компаний. Горизонт инвестиций в pre-IPO гораздо короче: ждать выхода из идеи придется 1–3 года вместо 6–10 лет. Вдобавок к этому есть возможность выйти из идеи до IPO, продав бумаги на вторичном рынке. Акции частных компаний на pre-IPO более ликвидны, поскольку уже есть достаточное количество покупателей и продавцов (венчурные фонды ранних стадий, сотрудники с исполненными опционами) и сформированы среднерыночные котировки. Потенциал доходности акций на pre-IPO при этом остается высоким, например: акции DigitalOcean (NYSE: DOCN) за полгода до публичного размещения стоили на 103% дешевле, чем в первый день торгов. Разумеется, дело не в щедрости продавцов, а в так называемой «премии за риск». Доходность и риски инвестиций в pre-IPO Бумаги частной компании нельзя в любой момент продать на бирже: придется либо ждать IPO (или поглощения — M&A), либо искать покупателя на вторичном рынке. Календаря IPO на годы вперед не существует, так что узнать точную дату выхода из идеи заранее не получится. Еще один риск инвестиций в pre-IPO связан с тем, что частные бизнесы не обязаны публиковать в общем доступе свою финансовую отчетность: результаты по выручке, прибыли, убыткам и т.д. Из-за этого оценивать потенциал частной компании намного сложнее, чем публичной. Более высокие риски, однако, вознаграждаются более высокой доходностью. Индекс частных технологических компаний США растет в 5 раз быстрее, чем главный индекс фондового рынка S&P 500, и в 3 раза быстрее индекса технологических компаний Nasdaq Composite, по данным SharesPost Growth Index за октябрь 2017 — сентябрь 2020 года. По соотношению риск/доходность инвестиции в pre-IPO — нечто среднее между классическим венчуром и торговлей акциями на бирже: потенциал роста компании еще высок, а вероятность ее банкротства уже минимальна. Как снизить риски и увеличить доходность инвестиций в pre-IPO Успех инвестиций в pre-IPO во многом зависит от того, как инвестор выбирает акции для покупки. Процесс отбора акций, в принципе, не слишком отличается от публичного рынка — с той разницей, что компании на pre-IPO обычно не раскрывают финансовую отчетность и (большинство) не генерируют прибыль, поскольку вкладывают всю выручку в развитие. Так что многие привычные мультипликаторы — типа P/E — для оценки pre-IPO компаний не подходят. Если цифры по выручке, прибыли и пр. недоступны, инвесторы анализируют косвенные бизнес-показатели: количество клиентов и партнеров, посещений сайта, объем транзакций и т.д. Кроме того — данные по рынку, на котором работает компания: его объему, потенциалу роста, конкурентам. Еще один ориентир при отборе компаний на pre-IPO — список венчурных фондов, которые в них инвестировали. Авторитетные фонды вроде Tiger Global и Andreessen Horowitz проводят детальную оценку компаний перед тем, как купить их в свой портфель. Хороший знак — когда венчурный фонд, раз вложившись в компанию, участвует в следующих раундах финансирования, подтверждая тем самым уверенность в ее будущем. Профессионализм основателя и топ-менеджеров компании со стороны можно оценить лишь отчасти. Хорошо, если раньше они занимали руководящие должности в больших корпорациях или успели запустить несколько стартапов — причем это не обязательно должны быть истории успеха: ошибки тоже формируют опыт. Основной навык фаундера — умение привлечь талантливых сотрудников и выиграть борьбу за кадры на конкурентном рынке труда (особенно это касается технологических компаний). Как еще снизить риски и увеличить доходность инвестиций в pre-IPO? Следовать правилу диверсификации, которое применимо для любых активов. В отличие от раннего венчура, собирать портфель из 40 компаний не обязательно: для диверсификации в pre-IPO достаточно 5–10 позиций. Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»