Что такое IPO. Объясняем простыми словами
IPO (от англ. Initial Public Offering — первичное публичное размещение) — первая публичная продажа акций компании неограниченному кругу лиц, выход компании на биржу. IPO даёт следующие возможности компании: - привлечь новый капитал; - получить наиболее объективную оценку стоимости (что может помочь в дальнейшем при сделках слияния или поглощения); - облегчает работу и с банковским сектором: публичным компаниям охотнее предоставляют кредиты, зачастую — дешевле, и т. д. Пример употребления на «Секрете» «Новичку на фондовом рынке вряд ли будет по силам участвовать в IPO больших международных компаний, где стоимость входа может составлять не один десяток, а то и сотню тысяч долларов. Но в случае с российскими компаниями входной порог более чем приемлем». (Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков — о доступности IPO для частных инвесторов). Ошибки в употреблении Стоит различать IPO и PO (Public offering — публичное размещение), во втором случае компания уже произвела первичное размещение и её акции обращаются на бирже, при этом она предлагает инвесторам новый выпуск акций (SPO — Secondary Public Offering — вторичное предложение акций) или доразмещает текущий. Нюансы Инвестиции в IPO — высокорискованные: неизвестно, как рынок будет оценивать бумаги компании-дебютанта после выхода на биржу. Акции могут взлететь (как у Airbnb, чьи акции после запуска на бирже NASDAQ в 2020 году всего за день выросли на 142,6%), а могут и пойти вниз (в 2019 году стоимость акций Uber упала на 7,6% в первый день торгов на Нью-Йоркской фондовой бирже). Основные этапы IPO: Предварительный. Компания готовит отчёты, оценивает финансовое положение и эффективность бизнеса. Подготовительный. Компания выбирает биржу для размещения и андеррайтеров (инвестиционные банки или страховые компании), которые помогут оценить риски и выработать дальнейшую стратегию. Рядовое IPO готовят в среднем шесть андеррайтеров, а в случае крупных IPO их число возрастает до 20–25. Затем документы передают финансовому регулятору (в России это Центробанк). После одобрения начинается рекламная кампания, которая призывает инвестировать в компанию. Основной. На этом этапе формируется книга заявок из желающих купить акции до начала торгов на бирже. После формирования книги заявок компания и андеррайтер предлагают цену за акцию и количество размещаемых акций. Завершающий. Акции распределяются между инвесторами из книги заявок, после чего открываются торги на бирже. Практика Принять участие в IPO иностранных компаний, которые проходят на зарубежных биржах, новичку проблематично — для этого нужно быть квалифицированным инвестором. Зато в IPO отечественных компаний могут участвовать люди с любой квалификацией и финансовыми возможностями. Купить акции в ходе IPO можно до открытых торгов. Для этого человеку нужно открыть у брокера счёт, положить на него сумму, которую человек хочет инвестировать в акции, и сделать соответствующую заявку. После этого, в первый день IPO, ценные бумаги придут инвестору. Статью проверил: