Войти в почту

Грядет денежная реформа по изъятию серой налички?

«Дополнительное внимание к антифрод-процедуре требуется в связи с тем, что злоумышленники используют схемы, провоцирующие потенциальных потерпевших на внесение средств на счета злоумышленников через терминалы (банкоматы), в том числе с функцией приема наличных денежных средств». Об этом сообщил портал РБК, ссылаясь на представителя ЦБ.

Грядет денежная реформа по изъятию серой налички?
© Свободная пресса

Суть заключается в том, что систему, контролирующую каждую транзакцию и присваивающую ей метку для пущей надежности, хотят распространить на все входящие платежи, включая переводы через терминалы. Иначе говоря, если регулятор пойдет на это, то у многих клиентов банков могут возникнуть трудности при внесении денег на карту.

Но с точки зрения ЦБ, такой подход застрахует наивных граждан от развода «на бабки». Как поясняет РБК, «мошенники часто убеждают своих жертв под разными предлогами снять деньги с карты, а потом внести их на «специальный» счет через банкомат или терминал другого банка, якобы для спасения средств». А тут пришел обманутый человек к банкомату, а деньги внести не сможет.

Эта возможная мера регулятора на первый взгляд кажется нужной и своевременной, поскольку, по сведениям ЦБ, во 2-м квартале 2021 года жулики «украли с банковских счетов россиян более 3 млрд руб., совершив свыше 236,9 тыс. денежных переводов без согласия клиентов». Удалось вернуть только 7,4% украденных средств.

С другой стороны, благими намерениями, как известно, вымощена дорога в ад, особенно когда в качестве благодетеля выступает власть. Можно привести еще одну пословицу: «Лес рубят - щепки летят».

Но если взглянуть на проблему контроля за пополнением карт в банкоматах шире, то с точки зрения мирового опыта борьба с мошенниками может стать прикрытием для других задач правительств. Речь идет о набирающих популярность во всем мире государственных программах по противодействию теневого оборота наличности.

Одним из лидеров борьбы с наличностью является американский Федрезерв. И когда иронично говорят, что ЦБ РФ является филиалом ФРС, то в этой шутке есть только доля шутки, а все остальное правда. Россия, оказавшись частью глобального мира, вынуждена играть по правилам регулятора-гегемона.

Янки, к слову, давно уже воюют с бумажной наличностью. Еще в 2016 году экс-министр финансов США Ларри Саммерс призвал вывести из обращения стодолларовые купюры. Мол, миллион долларов из $100 помещается в небольшой кейс, значит «Бенджамины» являются идеальным инструментом для любой противозаконной (с точки зрения правительства США — Ред.) деятельности. Для справки, тот же миллион, но уже из $20 купюр, тянет аж на 50 кг.

Чтобы не приводить в качестве примера тамошних коррупционеров, вспомним резонансный случай из российской истории. Так, если бы бывшему министру Минэкономразвития Алексею Улюкаеву представители Роснефти дали бы взятку деньгами с изображением 7-го президента США Эндрю Джексона, то бишь “двадцатками”, то понадобился бы автопогрузчик, чтобы доставить бабло «дноискателю» (так звали в МЭР Алексея Валентиновича).

Короче, чем больше нала, тем проще нарушать закон, уверены во всех без исключения национальных Минфинах. Напомним, что американские финансовые власти уже опробовали ограничение на оборот наличности, показав всем путь в безналичный мир. Конечно, до света в конце туннеля еще далеко, но первые шаги сделаны.

Так, в 1969 году президентом Ричардом Никсоном были выведены из оборота банкноты достоинством больше $100. Да, да, были такие, они печатались еще на рубеже XIX-XX столетий, до начала Великой депрессии, и использовались в основном для межбанковских расчетов. Ну и, конечно, мафией. Тогда же, при Никсоне, США отказались от печатания облигаций на предъявителя, которые также использовали в криминальном мире.

Янки, к слову, не отказались от «Бенджаминов» лишь потому, что эти фантики с реальной ценностью в несколько центов они толкают за рубеж как полноценную резервную валюту.

А вот Европейский центральный банк (ЕЦБ) еще в 2016 году объявил, что прекратит печатание банкнот номиналом 500 евро, которую в мафиозных кругах называют «Бен Ладаном». Это, по словам представителей регулятора, призвано обуздать мошенничество (и здесь опять мошенничество). Причем, ЕЦБ не одинок в этой «войне» с налом, направленной на фактическое изъятие серых денег из обращения. Бывший глава банковского сектора в Великобритании призвал запретить банкноты в 50 фунтов стерлингов, чтобы «бороться с мошенниками и террористами».

В целом экспертным сообществом считается, что простые люди любят бумажные деньги, чтобы чувствовать себя защищенными от произвола банкиров и властей. Консенсус аналитиков также состоит в том, что власть хочет контролировать все и вся. Короче, только «цифра» решает очень многие задачи чиновников, в том числе в политике. Речь идет не только об отдельно взятой стране, а об очень многих государствах. Пожалуй, только по факту социалистический север Европы не опасается цифрового концлагеря.

Но там, где идет централизация власти вокруг так называемой элиты, народ реально боится «старшего брата», заглядывающего в его кошелек. Далеко за примером ходить не надо: в ходе недавних выборов депутатов в Госдуму навязали ведь казенным людям электронное голосование. Раньше чиновник нижнего звена мог позволить себе маленький праздник неповиновения начальству, как правило, единороссам. Теперь можно и пинка под зад получить, кликнув «неправильную» партию. Во всяком случае такие опасения кажутся не беспочвенными со стороны маленького человека.

В конце концов, если уж на рынке торгуют личными данными клиентов ведущих банков, то где гарантия, что тайна голосования не станет явной. Однако вернемся к возможной идее ЦБ РФ взять под контроль пополнение карт в банкоматах. Понятно, что регулятор оставит (хотя бы на первое время) за гражданами право вносить деньги на свой счет непосредственно в банках.

Сейчас это не составляет труда, но в будущем, когда банкоматы вдруг откажутся принимать нал, то в отделениях перед кассами сразу нарисуются огромные очереди. Поэтому лишний раз снимать наличку многим не захочется.

Так, кстати, было в Индии, когда 8 ноября 2016 года премьер-министр Нарендра Моди ошеломил страну заявлением о том, что банкноты в 500 рупий (7,30 доллара США) и 1000 рупий, на которые приходится более 85 процентов денежной массы, нельзя внести через банкомат, тогда как для пополнения счета в банках требовалось доказать их легитимность, причем в ограниченное время.

Эти меры вызвали в Индии беспорядки, поскольку миллионы индийцев не смогли ни обменять свои внезапно ставшие бесполезными старые банкноты, ни доказать, что деньги нажиты честным трудом. Ясное дело, так топорно наш регулятор не станет изымать серый нал, но поставить препоны на пути ему под силу. Например, под видом уже презентуемой борьбы с мошенниками.

Для миллионов людей, получающих зарплаты в конвертах, это, безусловно, станет шоком, что собственно нужно ЦБ и Минфину. Дескать, тогда народ станет требовать от работодателей белую зарплату. Но это мелочи, гораздо важнее для власти утилизировать напечатанную ими же наличку, угрожающую гиперинфляцией.