Свет на льду: шоу-индустрия по-челябински

Стоит ли инвестировать в компании, занимающиеся проведением массовых шоу? Как сегодня устроен этот рынок, какие технологии двигают его вперед, как он пережил пандемию? Мультимедийные проекты, лазерные и лучевые шоу, лазерная анимация, 3D-mapping, архитектурный и интерьерный видеодизайн и даже «симуляция воды» — о рынке визуальных шоу на стыке науки, технологии и искусства рассказывает директор «Студии визуальных решений» Артем Небылицын. 3Д-маппинг с учетом архитектурных форм. Сочи. Зимний театр Артем Небылицын родился в Челябинске в 1981 году, закончил Челябинский государственный агроинженерный университет (сейчас ЮУрГАУ) по специальности агробизнес, где получил базовые экономические знания. Параллельно с образованием строил свой бизнес — организация школьных дискотек, диджеинг на свадьбах и корпоративах. Его компания «Звук — вам!» занималась прокатом звукового оборудования для частных и корпоративных мероприятий в родном городе. В 2010 году компания в связи с расширением парка техники и новыми световыми проектами была переименована в «Студию визуальных решений». Сегодня география их контрактов простирается от Калининграда до Благовещенска, насчитывает более 70 городов и около 200 мероприятий в год. Прожженные шторы как первый опыт — Расскажите для начала: как возникла ваша компания, какие внешние и внутренние факторы повлияли на ее развитие? — Я с детства тянулся к своему делу, пока учился в вузе, работал диджеем. И потом, когда закончил образование и начал работать в коммерческой организации, постоянно проходил различные тренинги по продажам, прокачивал технологии маркетинга, не бросая при этом музыкальное обслуживание свадеб и корпоративов. За одно такое мероприятие я получал столько, сколько мои родители за месяц зарабатывали вдвоем. Достаточно быстро у нас сформировался небольшой штат диджеев. Мы делали по 8 свадеб в неделю. Но с течением времени таких прокатчиков, как мы, стало много, появилось доступное оборудование, рынок насытился, рентабельность проектов снизилась: слишком много стало желающих «поиграть музыку на свадьбе». Да и мне самому поднадоел формат — ведь мы делали практически одно и то же каждый раз. Но из индустрии развлечений уходить я не хотел, искал что-то новое и оригинальное. Тогда только стали появляться лазерные шоу, но оборудование было очень дорогим — и никакой информации, как это делается. Рынок был не занят, многие его сторонились, а сама тема тем не менее была очень креативной и денежной. Начал я с элементарного китайского лазера — зеленого, мощностью 1 Вт, заказал на сервисе Alibaba его и контроллер для управления. Стал экспериментировать дома на кухне: что это такое, как работает лазер, через что светит, первые прожженные шторы… Самостоятельно начал подбирать сеточные материалы (лазеры светят через специальную сетку, чтобы получилась лазерная анимация), генераторы тумана, искал тех, кто мог нарисовать ролики (лазерная анимация — очень специфический вид контента). Информации было ноль. Первые работы — лазерные шоу на свадьбах; мы вернулись на этот праздник, только на новом уровне — в качестве кульминации вечера. Но с самого начала стали смотреть и в сторону корпоративного сектора, ведь свадьбы — это достаточно ограниченный бюджет, да и Челябинск — не Москва: люди не готовы тратить огромные деньги на развлечения. Одной из первых наших крупных работ в 2013 году стала премия благотворительного фонда «Андрюша». К тому времени мы уже работали на трех лазерах (один цветной и два зеленых) китайской компании LightSpace. Мероприятие прошло хорошо, наше шоу имело успех, и мы поняли, что можем делать и более сложные представления на больших пространствах, поэтому задумались о проекционных технологиях и совмещении их с лазерными, например для световых шоу на Дне города. Для уличного 3D-мэппинга было нужно более мощное оборудование и большое количество вспомогательных средств к нему. День города. Сочи Первое большое шоу на улице было сделано для Сурдлимпийских игр (спортивные соревнования для людей с нарушением слуха) в Магнитогорске. За него мы получили 500 тысяч рублей — 6 лет назад это были очень большие деньги, многие компании в нашей сфере за год столько не зарабатывали. В тендере мы конкурировали с теми, кто пришел на рынок раньше нас. Все-таки нам удалось его выиграть. Затем было много интересных корпоративных проектов (3D-mapping шоу на презентациях новых моделей Audi, Volkswagen, Subaru, Nissan, Toyota, Lexus), большие корпоративные праздники: День строителя, День металлурга, День работников нефтяной и газовой промышленности и др. Сегодня наша компания — самая молодая среди профессионалов мультимедиа-шоу и крупнейшая (по охвату городов и количеству проектов) — среди молодых. У нас самый большой на Урале парк «топовой» лазерной и проекционной техники. В Сибири и на Дальнем Востоке у нас нет конкурентов, а западнее Урала — это Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Дизайнеры больше не дефицит — Парк оборудования и кадры для такого бизнеса — в чем особенности? — Оборудование — в основном лазерные установки (LightSpace, GoldenStar, Kvant) и лазерные видеопроекторы Epson. Лазер рисует анимацию — это не статичное, а живое изображение, контурное; он дешевле, чем видеомэппинг (видеопроекторы). Лазер выигрывает по стоимости, но несколько проигрывает визуально. Не все эффекты можно показать с помощью лазера. В приоритете сейчас для нас — проекционные технологии, но мы предлагаем мультимедийные шоу для любого бюджета, не стремимся продавать только дорогие представления. У нас есть ряд готовых шоу, которые мы немного адаптируем под каждого клиента, вставляем их логотипы и т.д. Есть у нас порядка 30 готовых танцевально-мультимедийных проектов. Мы сотрудничаем с хореографической студией Deep Vision (Челябинск): сами разрабатываем под их задачи концепцию, сценарии, пишем музыку, «рисуем» видеографику и лазерную анимацию. Всё это делает наш арт-отдел: дизайнеры, моушн-художники, художники лазерной анимации, арт-директор. Основной офис компании находится в Челябинске, а филиал — в Сочи. Количество обслуживающего технического и административного персонала меняется в зависимости от загрузки. В 2019 году, например, в пиковые месяцы у нас работало до 65 человек. С кадрами есть, конечно, проблемы — комплексного образования для такой работы не существует, мы их учим сами. Бывает, научившись всему у нас, они уходят на «повышение» — сначала в Москву, а иногда и дальше: в США. Так что наша компания — своеобразная кузница кадров для столиц, но мы спокойно к этому относимся. Период, когда хорошие дизайнеры были дефицитом и их зарплаты были огромны, уже проходит. Сейчас рынок насытился (как свадебными диджеями когда-то), стоимость графики снижается — растет количество компаний, предлагающих подобные услуги. Это общемировая тенденция. Удешевление также связано с ростом возможностей оборудования. Раньше компьютеры не обладали такой мощностью, как сейчас, рендер (просчет в видеофайл того, что сделано в программе) занимал много времени, требовались специальные рендер-фермы (на них отправляли файлы, там они просчитывались, а потом возвращались обратно). Сейчас стало проще делать красивый и сложный контент: можно на мощном домашнем ноутбуке просчитать, например, «симуляцию воды». У нас же — не настоящее видео, а иллюзия капли воды: компьютер должен подсчитать, как капля с учетом физических законов будет ударяться и разлетаться, как сделать так, чтобы все смотрелось естественно — свет, блики и т.д. Раньше сцена в несколько секунд могла изготавливаться и высчитываться несколько дней, а сегодня всё быстрее — уже есть программы, умеющие делать это в реальном времени. Выросло и количество эффектов, и возможности их применения — всё стало проще, доступнее. Материальная база для вдохновения — А с точки зрения креатива? — Креатив востребован, но не нужен всем. Ряд клиентов с целью оптимизации затрат согласен на типовый формат и выбирает мультимедийные решения с бюджетом до 1 млн рублей. И особо не переживает, что у них будет шоу, которое мы уже где-то показывали, но немного адаптировали под них. Есть те, кто хочет эксклюзив и готов тратить большие деньги, предъявляет высокие требования и к контенту, и к креативу. Для таких задач мы объединяем большое количество технологий: лазеры, видеопроекторы, моторизованные голографические экраны (они создают иллюзию изображения в воздухе), светодиодные экраны, механизмы сброса занавеса (в нужный момент отстреливаются сетки и создают дополнительные экраны). Такие проекты у нас заказывали «Газпром», «Лукойл», «Транснефть», РЖД, «Фортум», «Росатом», «Ростелеком» и другие госкорпорации, а также мэрии Сочи, Красноярска, Тюмени, Краснодара, Ростова-на-Дону, Симферополя, Сыктывкара, Якутска и других городов для шоу на дни городов. В прошлом году мы подписали контракт с нашим хоккейным клубом «Трактор» на обслуживание 30 домашних игр. С этого, кстати, началось наше знакомство с Epson: мы решили взять его оборудование в лизинг. К тому времени у нас уже было 60 проекторов (и 40 лазеров), мы покупали их и за границей, и в России, но это были только б/у аппараты, новые мы не могли себе позволить. Сейчас у нас более 70 видеопроекторов и 24 из них — Epson. Сначала мы купили только 12 штук и установили их на ледовую арену «Трактор». Они без нареканий отработали весь сезон, с сентября 2020-го по март 2021-го. Затем мы сняли проекторы (они довольно компактные) и провели еще порядка 10 мероприятий с их помощью. Сейчас, в сентябре 2021 года, они опять вернулись «на лед». Эту же технику мы используем для уличного 3D-мэппинга, только помещаем их в специальные рамы: для уличных шоу сооружаются фермовые конструкции (проекционные башни), чтобы защитить оборудование от погодных условий и разместить выше зрителей. Самому проекционному шоу погодные условия не мешают (если только это не тропический ливень). Главное требование к проведению мероприятия — вечернее время, когда на улице темно. Можно делать его в помещении и днем, если зашторить окна. Не каждое здание или помещение подходит для проекционного или лазерного шоу: там, где много стекла или зеркал, шоу не сделать, так как стекло пропускает свет, а зеркала дают ненужные отражения. Лед, кстати, в определенной степени обладает и зеркальными свойствами, и светопропускной способностью стекла, но тем не менее в хоккейной коробке «Трактора» (60 на 30 метров, общей площадью 1800 м кв.) картинка получается яркая и насыщенная: 12 видеопроекторов яркостью 15 000 люмен каждый сшивают картинку в одно цельное изображение. Шоу на ледовой арене «Трактор» (Челябинск) Мы активно реинвестируем прибыли в расширение парка, поэтому купили еще 12 проекторов Epson. С ними надежно и удобно: если в обычных ламповых проекторах лампы надо менять каждые полгода, то здесь срок их службы — 20 000 часов, это примерно 2–3 года работы, можно не беспокоиться о выработке ресурса и спокойно работать. Пять камней преткновения — Какие есть препятствия для занятия таким бизнесом? Организационные, технические, финансовые?.. — Первое — стоимость. Скажем, в уличном 3D-мэппинге: не каждый город может себе позволить потратить 2–3 миллиона рублей на шоу длительностью 10–15 минут. Это многих отпугивает. Сложно найти клиента и продать ему такую услугу, гораздо проще продать колонки на праздник: звук, свет, сцену берут все. А вот 10-минутную «фишку» стоимостью в 20 раз дороже многие боятся заказывать. Этот момент страшит и клиентов, и потенциальных предпринимателей в сфере. Второе — сам менталитет клиентов: они не знают, что это такое, как работает, не хотят рисковать. Частных заказчиков мало, в основном мы работаем с корпоративным и государственным сектором. Исполнители — это люди же в конечном счете, которые докладывают своему руководству и отвечают головой, если что не так. Проще пригласить спеть известную группу, но не рисковать, чтоб шапки не полетели. Задача наших сотрудников отдела продаж — рассказать, показать и убедить довериться компании, сделать выбор в пользу современных мультимедийных решений. Третье — стоимость необходимого оборудования. Чтобы осуществлять сложные мультимедийные шоу, требуется много различной дорогостоящей техники. Брать в аренду всю технику невыгодно, много суеты и ответственности, а на выходе относительно небольшая прибыль и высокие риски. Лучше иметь свое. Но это сложно. К примеру, делаем мероприятие, которое стоит 3–4 млн рублей, а оборудования привозим на 30 млн рублей. Цена входа на рынок мультимедиа-шоу высока. Так в свое время было со входом на рынок свадеб и дискотек. Мультимедийное шоу Четвертое — ноу-хау. Нужно много информации о том, как это все технически грамотно «сшить». Связать один проектор и ноутбук не проблема, соединили — и картинка пошла. А если у вас 20 проекторов и они должны сделать одну цельную картинку, «сшитую», но без «швов»? Это уже сложно: это серверы, коммутация, спецпрограммы, платы синхронизации и т.д. Учебников по таким «дисциплинам» нет. Знаниями в области никто не делится. Зачем растить конкурентов? Технические сложности реализации крупных проектов тоже дают о себе знать: даже мы иногда отказываем, если уличное шоу планируется на неподходящем здании. В «Москве-Сити», например, делать их точно не стоит: в стеклянную «коробку» изображение просто провалится. Поэтому мы всегда первым делом запрашиваем фото объекта (помещения или здания снаружи) и, глядя на него, понимаем, какие именно технологии здесь подойдут: проектор, лазер или все вместе. 3D-маппинг с учетом архитектурных форм Пятое препятствие — неумение продавать или боязнь крупных сделок. Не каждый предприниматель готов подписывать контракт на 10 млн рублей. Уровень ответственности чрезвычайно высок, нет права на ошибку. Даже если предприниматель всё взвесил и готов идти на риски, можно столкнуться со сложностями поиска клиентов. Без эффективного отдела продаж ничего не получится. Накупить оборудования и ждать заказов — тупиковый путь: надо одновременно и наращивать материальную базу, и работать с клиентами. Перспективы отрасли в свете проекторов — На что еще можно направить свет вашей аппаратуры, кроме зданий снаружи и внутри? На лед — это вы уже сделали. И вообще, куда двигаются эти технологии, а вслед за ними и рынок? — Очень активно развиваются сейчас мультимедийные проекты в музеях и выставочных пространствах. Становятся мультимедийными школьные, вузовские и другие учебные аудитории. Уличный мэппинг делают уже не только на зданиях, но и на воде — на реке или на озере (с помощью водно-веерного экрана или надувных арочных экранов). Допустим, если у вас мероприятие на набережной, там удобно собрать людей, но нет здания рядом. Набирают популярность мультимедийные инсталляции и в парковых пространствах. В Красноярске как раз скоро будет такое шоу в сквере Пушкина — будем «оживлять» деревья и пространство парка. И если мы каждый год мы прибавляем от 30% до 70% выручки к предыдущему году, то, я полагаю, перспективы у отрасли большие. Несмотря на отмены мероприятий, связанные с санитарными ограничениями, рынок все равно будет расти: не только потому что люди хотят ярких впечатлений, но и потому что технологии производства контента с каждым годом становятся проще и доступнее. Беседовала Ксения Петрова Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»

Свет на льду: шоу-индустрия по-челябински
© Инвест-Форсайт