Исследование ВШЭ: в России нет так называемых компаний-единорогов

В России единорогов нет. Зато их очень много в Китае и США, такой вывод сделали в Высшей школе экономики на основе данных компаний Crunchbase и CB Insights . Речь о молодых успешных компаниях, в основном, из IT-сферы.

Исследование ВШЭ: в России нет так называемых компаний-единорогов
© BFM.RU

Единорог — это стартап, чья стоимость в течение 10 лет достигла миллиарда долларов. Но при этом, компания не вышла на биржу и две ее трети остаются в собственности основателей. Ну, а оценивается стоимость стартапа как раз, когда у нее появляются миноритарные акционеры, которые поверили в ее будущее. В России таких единорогов нет. Точнее, нет подобных компаний, которые были бы прописаны в нашей стране. Зато есть стартапы, основанные выходцами из России, но зарегистрированы они в других юрисдикциях. Например, сингапурский Acronis — это системы резервного копирования, защиты и восстановления данных. Или американский сервис такси InDriver. Ну, и конечно, в свое время единорогом был прописанный в Нидерландах «Яндекс». Что мешает подобным компаниям оставаться с российской пропиской? Мнение управляющего партнера Almaz Capital Partners Александра Галицкого:

Александр Галицкий управляющий партнер Almaz Capital Partners «Восприятие к инновациям в России неразвито, соответственно, вы можете найти за рубежом компании, которые будут убыточными. Тот же Amazon был убыточным длительное время, но он по объемам продаж и по всем показателям роста вселял людям уверенность, и он дорос до какой-то величины. Но в России это тоже не совсем принято, есть такие условия. Специфика, как говорится».

К слову, у нас инвестором в IT-отрасли нередко является государство. И если стартап не выстрелит, а это обычно происходит в девяти случаях из десяти, то все может закончиться и уголовным делом. Другой аспект. Стартапы, как юнги, мечтают стать капитанами и продавать свои продукты в других странах. И для этого они тоже меняют юрисдикции. Лидер по единорогам — США. В деньгах их общая стоимость оценивается почти в полтора триллиона долларов, отмечает «Коммерсант». И это неудивительно, говорит российский технологический инвестор Денис Черкасов:

Денис Черкасов технологический инвестор «Венчурной экономике Соединенных Штатов к нынешнему времени, ей лет пятьдесят точно есть. Российской венчурной экономике от силы пятнадцать лет. Может быть, собственно венчурной, ей лет 7-10. На десятом году жизни хотеть иметь у себя единорогов, как пятидесятилетний старик, — ну это верх юношеского максимализма. Странно считать, что мы за пятнадцать лет пробежим тот путь, который наши уважаемые коллеги из североамериканских Соединенных Штатов пробежали за пятьдесят лет».

Один из самых ярких примеров — сервис такси InDriver. Его история началась с протестов в соцсетях якутских студентов, когда агрегаторы такси морозе в -45 градусов задрали цены. И тогда был придуман алгоритм, который позволял шоферам и пассажирам самим договариваться о ценах. Идея оказалась успешной. А потом началась экспансия в другие регионы, сервис появился в Москве. Затем агрегатор решил выйти на международный уровень. И сейчас он работает в 33 странах на пяти континентах. Вот для этого компания перенесла штаб-квартиру из Якутска в Нью-Йорк. Можно, конечно, сокрушаться, что якутский IT-сектор понес большую потерю. А можно вспомнить, что сервис как работал в России, так и работает. В начале года иностранные фонды вложили в компанию 150 миллионов долларов и она стала единорогом с оценкой в 1,2 миллиарда. Пришли бы деньги в InDriver, останься его штаб квартира в далеком и неизвестном иностранцам Якутске — большой вопрос.