Щит или мерч цифрового арт-рынка: есть ли будущее у токенизированного искусства

Модератором обсуждения выступил управляющий партнер ProSpace Management, член совета директоров Forbes Russia Булат Столяров.

Щит или мерч цифрового арт-рынка: есть ли будущее у токенизированного искусства
© Российская Газета

Владение токенами не связано с правами на объект, в отношении которого они выпущены. Получение прав собственности на какую-либо вещь не влечет получения интеллектуальных прав на объект, выраженный в этой вещи, напомнил президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев: "Покупая книгу, вы не приобретаете право распоряжаться литературным произведением. Вы приобретаете только физический носитель - книгу. Исключительным правом на произведение продолжает владеть автор, оно не переходит к покупателю. Аналогичная ситуация и с невзаимозаменяемыми токенами. Если покупатель приобрел картину в виде NFT-токена, издать книжку с репродукциями он не может. Внутри NFT-токена нет ни авторских, ни каких-либо других интеллектуальных прав. Кроме того, важно помнить, что токен - часть конкретной блокчейн-сети, в которой он выпущен, и право собственности на него вряд ли выйдет за ее пределы".

Эксперт добавил, что сама технология NFT-токенов дает возможность качественно и комфортно оборачивать право на интеллектуальную собственность как ликвидный актив. При грамотном использовании технология позволяет публиковать, тиражировать и создавать творческую продукцию. Осуществлять полноценный оборот интеллектуальных прав призвана Общероссийская общественно-государственная организация "Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности", где вместе с Российской Федерацией в лице Минцифры России соучредителем выступает блокчейн-инфраструктура IPChain. В этой сети совершено уже более 5 млн транзакций, в числе которых есть и сделки с интеллектуальными правами в виде NFT-токенов.

Развитие NFT-технологии может способствовать формированию среды доверия между всеми участниками цифрового арт-рынка. Чтобы такая среда появилась, институты памяти всех уровней - корпоративные, ведомственные и государственные - должны создать соответствующие теоретические и практические разработки, считает заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Владимир Определенов: "До вступления музеев в фазу полноценного технологического развития в индустрии будет остро стоять вопрос сохранения подлинных объектов культурного наследия и их цифровых копий. Для этого необходимо создавать устойчивые цифровые экосистемы, которые позволят в будущем сохранять цифровые объекты в музеях и хранить у каждого пользователя".

Появление NFT-токенов подстегнуло участников арт-рынка к осмыслению ценности цифрового искусства, отметил художник AES+F Евгений Святский: "По объемам цифровой рынок уже заметно превышает традиционный. Если раньше многие игроки игнорировали этот сегмент, то теперь для них очевидно, что digital-арт дает большие возможности для развития. Появились даже коллекционеры цифровых артефактов. Индустрия понимает, что достаточно оцифровать продукт, и можно сразу приступать к его продвижению. Рынок заметно оживился, и мы - свидетели этого процесса. Хотя технологические и юридические аспекты такого явления, как NFT, все еще требуют осмысления". Эксперт добавил, что цифровой рынок становится все более цивилизованным. Так, между обладателями цифровых произведений и посредниками уже достигнут консенсус о запрете продавать копии арт-объектов.

Рост интереса к невзаимозаменяемым токенам изменил отношение инвесторов к новейшим технологиям в целом, полагает венчурный инвестор и предприниматель, со-основатель и генеральный партнер управляющей компании ATEM Capital Антон Гопка: "5G, квантовая коммуникация, VR, цифровые аватары - все эти технологии постепенно завоевывают внимание инвесторов. Предприниматели понимают, что, даже если технология пока что не имеет явного практического применения, вкладываться экономически целесообразно".

Технология NFT объединила потенциальных новых покупателей арт-объектов со столь же многочисленной "лигой" художников-исполнителей, заявил визионер, венчурный инвестор, сооснователь Bitcoin Association Александр Шульгин. Эксперт не отрицает, что невзаимозаменяемые токены могут стать толчком к полному вытеснению традиционного искусства цифровым: "В музыкальной индустрии мы видим, что диджеи заменили скрипачей. То же самое произойдет и на арт-рынке".

Цифровые картины готовы покупать за миллионы долларов не только криптоэнтузиасты и бизнесмены, но и селебрити, отметил директор Binance в Восточной Европе Глеб Костарев: "Для звезд концепт NFT - это своего рода цифровой мерч, который создается при помощи коллабораций с различными топовыми digital-артистами. Например, Пэрис Хилтон не стала писать собственную картину или продавать свои туфли. Вместо этого она воспользовалась возможностями блокчейна в сфере искусства. Вместе с топовым дизайнером Блейком Кэтрин она создала коллекцию цифровых картин, стоимость которой превышает 1,11 млн долларов".

Механизм невзаимозаменяемых токенов решает комплекс задач, подчеркнул адвокат, executive coach, ментор, продюсер проектов NFT Всеволод Сазонов. "Индивидуализация продукта, простой переход от автора к покупателю - все эти процессы автоматически запустили NFT. Но остается открытым вопрос о том, как объединить цифровую запись с физическим носителем, который где-то хранится. Если объект будет уничтожен, останется только запись. Необходимо в саму конструкцию токена вложить предмет NFТ. В таком случае блокчейн будет дублировать объект и его невозможно будет уничтожить", - заключил эксперт.