Китайский конец света близок

Абсолютное большинство людей, живущих на Земле, привыкло смотреть на океаны и моря глазами романтиков и писателей. Но в системе координат современного мира мировые водоемы продолжают оставаться ключевой торговой артерией.

Китайский конец света близок
© Русская Планета

Морским путем идут 90% товаров, которыми пользуется человечество

20-футовые контейнеры, вмещающие 22 тонны груза, водружаются на торговые суда. Грузоподъемность каждого 19, 20 или даже 24 тысячи контейнеров. Они идут из океана в океан, из моря в море, образуя артерии глобальной экономики.

Фото: Соцсети

Алгоритмы торговых поставок выстраивались столетиями. И казалось, что прочность связей между звеньями торговых цепей мировой экономики безупречна. Но о балансе и существовавшей ранее концепции распределения ресурсов можно говорить лишь в прошедшем времени.

Систему убил коронавирус?

Сама попытка восстановить хронологию событий может лечь в основу уникального фильма об иллюзорности общемировой стабильности и накрывшем планету общемировом апокалипсисе.

В январе 2020 года, когда мир начал атаковать самый первый штамм Covid-19, на его «родине», демонстрировали чудеса «китайского порядка». Граждане страны, подарившие человечеству новую «Испанку», действовали с такой скоростью, словно со времен династии Цинь готовились к борьбе с Covid-19.

Оперативное закрытие регионов, помещение болеющих в построенные за 10 дней полевые госпитали «под микроскоп», а здоровых — в дома и квартиры под замок, сочеталось с визуально апокалиптической картинкой, которую транслировали по всем каналам.

По улицам Уханя, Пекина, Нанкина и других городов «Поднебесной» шла техника и «апостолы ковида» — люди, смывающие с улиц незримую заразу.

Фото: Соцсети

Носители вируса были выявлены, их контакты перехвачены (или сдались в органы здравоохранения добровольно, следуя рефлексу выработанного за годы жизни в КНР гражданского долга).

Уже к середине марта 2020 года, когда в России только собирались закрывать границы и вводить месячный локдаун, «рассадник Covid-а» бойко отрапортовал о сокращении уровня заболеваемости до нескольких десятков в день.

Фото: Соцсети

Забегая вперед, как в Китае обстоят дела с прививками сейчас?

Официальной статистики о количестве привитых в КНР до сих пор нет. Но уже к июлю 2021 года появилась официальная информация о том, что в стране с населением в 1,402 млрд по состоянию на июль 2021 сделано 1,45 млрд вакцин. Ну, не было у них своего Никиты Михалкова, рассказавшего на ночь сказку о поголовном всемирном чипировании.

Вернемся к весне 2020 года. Пока мир, включая Россию, медитировал на тему глобальных локдаунов, Китай уже весной 2020 года стабилизировал ситуацию внутри страны и не просто укрепился в извечной роли мирового поставщика, а предвкушал колоссальный спрос на производимые товары.

Закрывшийся на ковидные запоры мир алкал производимую в Китае, в первую очередь, электронику, телефоны, компьютеры, продукты, бытовую технику, деликатно интересуясь у вирусологов, не прискачет ли вирус на смартфоне, заказанном с AliExpress, или привезенных из КНР овощах?

Миллионы контейнеров вышли из портов Китая с его практически «размороженной экономикой» в те уголки мира, где экономика только замораживалась под разглагольствования о необходимости сохранения здоровья населения.

Контейнеры бойко выходили из Китая, чтобы уплыть к берегам Европы и США, где банально некому было их разгрузить ввиду дефицита рабочей силы в портах.

В доковидных реалиях, контейнер, приплывший в порт Лос-Анджелеса, выгружал находящуюся на борту качественную «китайщину», вмещал партию товаров от американских производителей, которая тем же торговым судном уходила в другую точку света. Так было. А что стало в предлагаемых обстоятельствах локдаунов?

6 из 10 контейнеров застревали в Европе, США и других странах мира на неопределенный срок. Если в условном Кейптаунском порту вдруг обнаруживался некий Тед или Бэн с подозрением на Covid-19 и впоследствии его диагноз подтверждался, то с какао на борту уже никто никуда не уходил. Карантин.

Баланс мировой экономики оказался нарушен

Паковать «прекрасную китайщину» стало просто не во что. Дефицит контейнеров породил рост цен на транспортировку. Он был сумасшедшим не в переносном смысле, а в прямом. Если еще весной 2020 года мировой контейнерный индекс Drewry World Container был в районе 1500 долларов, то в июле он пробил отметку в 2000 долларов.

Настоящий ад начался в мае 2021 года, когда ценник на грузоперевозки колебался на отметке в 5700 долларов. А окончательную сумятицу в процесс внёс тандем феноменального дисбаланса цен и ситуации с западными локдаунами.

Контейнер приплывал из Китая в Европу за 8500 долларов . А стоимость его обратного транзита в Азию едва добиралась до отметки 1500 долларов. Стоимость доставки из Китая в США составляла 5200 долларов, а из США в Китай едва достигала 600 долларов.

В ситуации, когда экспорт товаров из Европы и Соединенных Штатов был минимизирован (рабочая сила в портах сокращалась, выходы задерживались, процесс поставки товаров в порт становился всё медленнее), судам было куда интереснее вернуться в точку отправления порожними. А там?

Загрузиться в Китае и уйти к берегам Европы и США за стоимость, выросшую уже… в 8 раз!

В качестве меры по предотвращению контейнерного кризиса Китай придумал доплачивать перевозчикам за возврат контейнеров. В итоге перевозчики вообще перестали бронировать места для экспорта в Азию, даже если клиент был готов платить втрое больше, так как им стало намного выгоднее никого не ждать в реалиях локдауна, а привезти пустой контейнер в порт отправления.

Кстати, цена пустого контейнера, 85% которых производится в Китае, возросла с 1600 до 2500 долларов, но в «Поднебесной» понимают, что наращивать производство контейнеров не выгодно, так как это приведет к снижению цен на судовые грузоперевозки, задирать которые намного приятнее, чем просто клепать контейнеры.

Читатель скажет: не в XIX веке же мы живем. Свет клином на этих торговых судах, с их хозяевами-рвачами, не сошелся. Есть, в конце концов, авиация.

Смекнув, что к чему, в авиаперевозках подняли цены в 5 раз

Если в доковидную эпоху стоимость грузового авиарейса из какого-нибудь аэропорта «Гуанчжоу Байюнь» в ЕС была на уровне 250 тысяч долларов, то в ковидную ценник мог пробить 1,250 млн долларов и быть изменён в день вылета далеко не в пользу клиента, который жестко ставился авиаперевозчиком перед выбором — переплачивать или разгружаться и везти товар обратно, на рынки Гуанчжоу?

В октябре 2021 года ставки перевозок грузов по морю и самолетами сравнялись, а доходность авиакомпаний от грузоперевозок выросла настолько, что они… перестали нуждаться в пассажирах. Совсем. Об этом РБК прямо заявил Топи Маннер, глава финской компании Finnair. Про использование пассажирских самолетов под грузоперевозки сообщал еще в феврале 2021 года и новый глава «Аэрофлота» Михаил Полубояринов.

Контейнерный кризис многократно усугублялся тем, что «выздоровевший» Китай с невиданной скоростью раскручивал маховики производства.

Если сравнивать показатели обработки контейнеров в марте 2020 и 2021 годы, в аэропорту Лос-Анджелеса, крупнейшем мировом узле приема грузов, то они возросли почти вдвое — с 449 до 957 тысяч контейнеров. Увеличение объемов произошло более чем на 110%. Такого крупнейший порт США не видел за всю свою историю, длящуюся с 1907 года.

На фоне образовавшегося дисбаланса экономического сообщения Европы и Азии, инфернальной жадности перевозчиков, взвинчивавших цены, дефицита контейнеров, две трети которых просто бросали в портах, ситуацию основательно «подвеселил» контейнеровоз с говорящим названием «Ever Given».

23 марта 2021 года контейнеровоз попал в песчаную бурю не где-нибудь, а в узеньком Суэцком канале, через который идет 30 % от общего числа всех контейнеров и 12% мировых поставок, развернулся кормой, сел на мель, блокировав канал, и деблокировал его только… 7 июля 2021 года. По оценкам экспертов неделя блокировки Суэцкого канала обходилась в 30-50 млрд долларов.

Чем дело закончится?

Не скажет никто. Каждый выживает в условиях пандемии, как может. Где-то в порту Лос-Анджелеса пытаются разобрать 17 контейнеровозов в день. Где-то компенсируют закрытие границ, используя пассажирские лайнеры для авиагрузоперевозок (дешевых авиабилетов мы не увидим еще очень долго).

Нарушение глобальной цепочки морских грузоперевозок уже сделало выгодным то, что не было выгодным никогда: отправку китайских контейнеров в порты Дальнего Востока и дальнейший транзит по Транссибу на Запад по России через Казахстан и Беларусь. До октября 2020 года сухопутный транзит через РФ и далее обходился намного дороже. А сейчас?

В три с половиной раза дешевле транспортировки морем. Уже сейчас суда из Китая ожидают 2-3 недели, чтобы зайти в дальневосточные порты России, что вынуждает вводить квоты и оставлять суда на рейдах.

Есть ли хоть толика сомнений, что все издержки, связанные с «контейнерным коллапсом», лягут на плечи обычных потребителей? Не на тех, кто хочет себе купить дорогостоящий смартфон, компьютер или спортивный тренажер, а на потребителей, желающих потратить гроши на базовый набор необходимых для жизни вещей (одежду, обувь) и еду.

Конечная стоимость этого расширенного «борщевого набора» сильнее всего зависит от стоимости транспортировки. Невиданные барыши перевозчиков оплачиваются из кармана нищих. То есть, из нашего кармана.

Наша жизнь — не сахар

На товары, лежащие на полках в российских магазинах, более чем влияет рост мировых цен. Тот рост, который во многом возникает в результате нарушения глобальных торговых процессов, вызванных пандемией. За примером далеко ходить не надо.

Совсем недавно «Интерфакс» сообщил об ускорении повышения цен на сахар. Мировой поставщик сахара №2 (Индия) в результате контейнерного кризиса, обусловленного пандемией, сократил в 2021 году экспорт в 5 раз. Могло ли это не повлиять на стоимость продукта? Вопрос риторический. Проблема будет только прирастать новыми векторами и усугубляться.

Китай в «наваре»?

Скорее, в угаре. Быстрые темпы развития экономики, диссонирующие с общемировым коллапсом, породили невиданный энергетический кризис. Спрос на электричество в КНР в разы опередил все возможные предложения, что вынуждает власти принудительно тормозить работу предприятий, заставляя их работать по схеме «два часа ударного труда и… два часа паузы». Более 150 предприятий были остановлены.

Фото: Соцсети

Надежды на замещение угольной генерации зеленой энергией явно лежали в плоскости научной фантастики. Сегодня партия и правительство Китая, поссорившегося с Австралией и отказавшегося от поставок угля из этой страны по политическим причинам, повторяет, словно мантру, призывы к экономии электричества, которые обращены не только к производствам, но и рядовым гражданам.

Энергетический кризис ударил по криптовалюте. Половина мирового майнинга биткойна концентрировалась в КНР. По оценке экспертов годовое потребление майнерами энергии угрожало к 2024 году выйти на показатель 300 ТВт/ч (больше, чем тратит вся Великобритания + треть затрат всей России). Электричества для майнеров, конечно, нынче маловато, но китайским товарищам важнее было закрутить гайки в сфере трансграничных переводов и пресечь вывод денег из страны.

Китайскому майнингу, оказавшемуся «вне закона», пришлось уйти в Казахстан, который перекочевал на почетное 2-е место по добыче.

Фото: Соцсети

И вновь рушатся товарно-логистические цепочки. И вновь убытки компаний по всему миру будут достигать десятков миллиардов долларов. А кто будет платить? Ответ очевиден. Конечный потребитель.

Китай напоминает фокусника, извлекающего из бездонной шляпы сюрпризы для всего мира. Вот он достал Covid-19. Вот он оправился, благодаря китайскому порядку. Вот породил контейнерный кризис, нарастив сумасшедшие темпы послепандемийного производства. Вот замер в ожидании угля. Глядишь! И любопытные китайские зрители вскоре будут наблюдать за тем, как этот на поверку оказавшийся хрупким мир, не выдержав потрясений, продуцируемых «Поднебесной», улетит в Тартарары.

В США медным тазом накрываются праздники

Фото: Соцсети

Хэллоуин почти наступил. Меньше чем через месяц, 25 ноября, американцы собираются отметить День благодарения. Ну, а 25 декабря, само собой, Рождество. А тут по Первому каналу «дружественной России» со щенячьей радостью рассказывают о том, что в Штатах «дефицит всего».

Действительно ли Хэллоуин за океаном придется отмечать без тыквы, на День благодарения не будет индейки, а в Новый год вместо шампанского придется хлестать колу?

Всё так. Неурожай тыкв идет второй год подряд. Бутылки для вин и шампанского закупали в Китае, и теперь тара стоит едва ли не дороже самой выпивки. Нет бананов. Нет арахисового масла. Эксперты «вангуют», что вскоре днем с огнем невозможно будет найти шоколад, молоко и мясо этой чертовой индейки (индикатора праздничного благополучия в США).

Порты забиты судами, которые некому разгружать. Водителям и грузчикам, как оказалось, выгоднее сидеть на пособии по безработице, чем «тянуть счастливого» и ждать, когда кто-то чихнет и всех опять закроют на карантин.

Сбой в цепочке поставок заставляет в США и Европе сметать с полок все, что там еще осталось. Осталось мало. Потребитель сметает. Он знает, что цены будут выше, дефицит «ширше», проблема глубже. Знают это и специалисты авторитетного агентства Moody’s Analytics, которые уверены в том, что дальше будет только хуже. Слишком много оказалось завязано на Китае, этой стране из неведомой никому системы координат, готовой утопить мир в океане своей непредсказуемости.

Джо Байден полон не только решимости исправлять ситуацию, но и желания показать всему миру, что он знает, как это сделать. Администрация 46-го президента США объявила, что порт Лос-Анджелеса наряду с крупнейшими транспортными сетями оптовой и розничной торговли перешел в круглосуточный режим работы.

Работать есть над чем. Полмиллиона контейнеров ждут разгрузки на судах, кукующих на рейде. Вводя ночные часы работы, Байден понимает, что его рейтинги пикируют вниз, и сотрясает воздух, говоря, что «изменит правила игры». Обещать вооруженной и очень расстроенной нации можно, что угодно. Можно даже начать лично высиживать яйца индейки к праздничному столу. Но все прекрасно понимают, что проблему это не решит.

Потирают руки республиканцы. У них будет прекрасный шанс объявить политику «старикашки» несостоятельной, если цены еще чуть-чуть подрастут, а полки еще чуть-чуть опустеют. Ну, а уж как будут рады у нас, ведя новогодние прямые репортажи для федеральных каналов из «Перекрестков», «Ашанов» и «Пятерочек», потрясая у голодных американцев перед носом аппетитно-синюшными крыльями наших, понимаешь, цыплят-бройлеров (индикаторов нашей праздничной стабильности).

Байден обещает федеральную поддержку, многозначительно жестикулирует и говорит, что ситуация прямо сейчас помогает ему устранить слабые места в цепочке поставок, с которой давно пора было что-то делать. Где-то мы это уже слышали? Не в советском ли детстве, когда было все плохо, а нам говорили, что все очень-очень хорошо?

Министры из администрации Байдена кривить душой и «топить» за шефа не намерены. Как и тонуть вместе с ним. Они обещают американцам праздничный тандем пустых полок и заоблачных цен на рождественскую сервировку стола и презенты. Мол, не до жиру. Не сдохнуть бы с голоду с такой экономической политикой и сложившейся обстановкой ковидной реальности.

А как же мы? Все сдохнут. А мы? Как и было обещано, попадем в рай. Не тем путем, так этим. Будем стоять в «Пятерочке» и смотреть, как меняют ценники на пока еще имеющееся у нас подсолнечное масло, хлеб и сахар, ожидая спасительной дотации свыше.

Такая история.