Дорогой наш бензин: Янки покупают топливо в 10 раз дешевле, чем россияне

Бензин опять подорожал, хотя, согласно данным Росстата, вроде как и ненамного – за неделю в среднем на 12 копеек за литр. С начала года рост составил уже 10%, и это не предел. Согласно прогнозам, уже в начале 2022-го мы окончательно перегоним США в плане розничной стоимости моторного топлива.

Дорогой наш бензин: Янки покупают топливо в 10 раз дешевле, чем россияне
© Свободная пресса

12 копеек при средней цене около 49 рублей за литр – это 13,5% годовых. Таким образом можно сказать, что «в моменте» наблюдается рост темпов подорожания топлива. Розничной. А вот оптовые цены, как недавно заявил Российский топливный союз, уже поднялись на 25-30%. Только с какой такой радости?

В США бензин тоже не дешевеет, «Regular» (аналог нашего 92-го) в среднем по стране на момент написания данного материала подорожал за неделю на 7 центов до $3,421 за галлон ($0,75 за литр). В переводе на рубли это 53,6 рублей за литр. У нас пока вроде как дешевле.

Однако сравнивать ситуацию в Штатах и в РФ некорректно, наша страна экспортирует нефть, тогда как Америка – импортирует. Более 50% топлива в США производится из привозного сырья, соответственно, цена галлона бензина напрямую зависит от стоимости барреля.

Наш отечественный баррель имеет лишь внутреннюю рублёвую себестоимость, и его вклад в цену горючего на АЗС не превышает 5-6%. Налоги нефтяникам в этом году тоже никто резко не поднимал, зарплаты они тоже не индексируют, соответственно, никаких предпосылок для роста стоимости топлива нет.

А Америка нам – не указ. Да, с начала года галлон топлива там стал прочти в полтора раза дороже. Однако цена нефти, и, соответственно, моторного топлива, формируется как раз на американских биржах, и зависит она вовсе не от баланса спрос-предложение. В мире не стали потреблять больше топлива сразу в полтора-два раза, а вот закачать в торговую систему биржи побольше денег и открыть фьючерсные позиции на покупку – это легко. Именно так и складывается цена «чёрного золота» – по желанию американского частного эмитента долларов, Федеральной резервной системы.

Страдают ли от этого американцы? Бесспорно. Но очень умеренно. В год пробег машин среднестатистического домохозяйства Штатов составляет 22 тысячи миль – около 36 тысяч километров. При среднем расходе 10 литров на 100 км получаем $2700. Это сейчас, уже после подорожания. Вроде как солидная сумма. Но среднегодовые траты такого вот «среднего» домохозяйства – $62 тысячи. То есть затраты на ГСМ составляют всего 4,3% от этой суммы.

Но даже тысяча долларов, вынутая из кармана американской семьи, многих очень сильно раздражает. В США растёт популярность «левых», и такие фигуры как член Палаты представителей Александрия Окасио-Кортес, уже некого не удивляют. Дальше, судя по всему, будет только хуже.

«Америка деградирует, когда я сюда приехал жить почти 30 лет назад, такого не было. У биполярного мира, где властям США приходилось оглядываться на СССР в плане социальной политики, было всё-таки огромное преимущество. А нынче банкиры и их приспешники творят всё, что угодно. Очень неуютно тут у нас становится. Многие надеялись на Трампа, в ряде не особо благополучных местностей за него голосовало 90% и более того. Но Трампа выкинули из Белого дома, а все его начинания спустили в унитаз. И недовольство народа, особенно в глубинке, растёт. Именно поэтому «закручивают гайки» в плане полномочий полиции, ФБР и прочих «силовиков». Боятся, что реднек Джон вытащит из чулана свой винчестер. Плюс стремительно растёт антисемитизм, тут ни для кого не секрет, кому принадлежат банки и прочие финансовые структуры», – рассказывает один наш бывший соотечественник.

Американцы пусть разбираются сами, это – их проблемы. Да и топливо там, как мы видим, стоит копейки. Для сравнения: средний пробег легкового автомобиля в России составляет 16,7 тысяч км в год. При тех же 10 литрах на 100 км и цене в 50 рублей за литр получаем 83 500 рублей. Согласно данным Росстата, средняя месячная зарплата в России составляет мифические 59 тысяч рублей. Правда, таких денег 90% жителей «эрэфии» никогда не видели, независимые аналитики говорят о сумме не более 20 тысяч рублей в месяц. Но даже по «скрепной» статистике на бензин тратится 12% заработанного! Получается, что у нас сегодня ГСМ в три раза дороже, чем в США...

Хотя на самом деле – раз в десять! Причём все те деньги, которые мы платим за топливо, утекают за границу.

В стоимости литра топлива на российской АЗС около 70% составляют различные налоги и акцизы, их, как известно, разворовывают госчиновники и выводят на свои зарубежные счета. Себестоимость сырья всего около 5-6%, ещё примерно столько же – все прочие расходы, включая транспортные. 20% – доходы нефтяных компаний, их тоже конвертируют в доллары-евро и отправляют за границу. Получается, что мы своими кошельками поддерживаем экономику США и Евросоюза, недра России грабят, а в стране остаются сущие крохи – зарплаты нефтяников, работников НПЗ и прочих кассиров заправок.

Дорогое топливо – это не только непомерная нагрузка на граждан. Страдает вся экономика, больше всего достаётся сельскому хозяйству, которое и так влачит жалкое существование. Впрочем, огромная топливная составляющая больно бьёт по всем отраслям умирающей экономики «эрэфии».

Можно ли сделать иначе? Легко! Например, в Иране бензин в переводе на наши деньги, по данным GlobalPetrolPrices, стоит всего 4 рубля 20 копеек. Государство отпускает его по себестоимости, дабы гражданам и экономике страны жилось легче. И это даёт ощутимый результат. Невиданными нынче в мире темпами растёт выпуск (и экспорт!) стали, алюминия, прогрессирует нефтехимия, машиностроение, атомная промышленность, строительство, иные отрасли. В целом по итогам «иранского года» (закончился 20 марта 2021-го) индекс промышленного производства вырос примерно на 10%. Это – именно ПРОИЗВОДСТВА! Не добычи нефти-газа. ВВП страны в целом немного упал – итог американских санкций. Но персы относятся к этому спокойно, им самим больше нефти и бензина достанется.

«Иран привык жить в условиях санкций, применение которых восходит к революции 1979 года. С тех пор страна демонстрирует уникальный пример сохранения внутренней социально-экономической стабильности, что стало возможным, прежде всего, благодаря развитию и диверсификации импортозамещения», – поясняет доктор политических наук, президент Института энергетической безопасности (Ереван) Ваге Давтян.

Кстати, все вышеозначенные цифры были достигнуты при гораздо большей стоимости горючего – около 12-15 рублей за литр. В 2019-м американские правительственные хакеры «обвалили» национальную иранскую систему торговли ГСМ, её починили буквально на днях.

Но, как говорится, не Ираном единым. В Сирии, где власти РФ усиленно «пилят» деньги «уважаемых, панимаешь, расеян», бензин стоит 16 рублей за литр. Ладно, Сирия бедная, но в супербогатом Кувейте – почему-то всего 24 рубля. В Туркменистане – 30 рублей, в Казахстане – примерно так же.

Опустить цену на горючее в России до 6-8 рублей за литр совсем не проблема, а экономический эффект это даст колоссальный. И на селе, и во всех остальных отраслях экономики.

«Давайте снизим цену на бензин до 10 рублей за литр. Это поможет и гражданам, и экономике, простимулирует производство в России, потому что всё – сырьё, доставка – резко подешевеет», — предлагал в прошлом году лидер ЛДПР Владимир Жириновский. При всей своей показной «клоунаде» этот политик регулярно выдаёт совершенно грамотные идеи.

Напротив, правительство готовит жителей «эрэфии» к совсем запретительным ценам на топливо.

«Демпфирующий механизм позволяет сегодня уменьшать тот уровень цен, который мог бы быть, если бы этого механизма не было. То есть на сегодняшний день рублей на десять цена была бы выше на заправках, если бы не работал демпфирующий механизм», – заявил недавно вице-премьер РФ Александр Новак.

Этот самый «демпфирующий механизм» – перекачка бюджетных денег в нефтяные компании. Наших с вами денег! Нефтяникам как бы «компенсируют» ту «недополученную прибыль», которую они могли бы иметь, продавая горючее не в РФ, а за границей. По этому механизму получает «дотации», в том числе, и государственная «Роснефть», что вообще за гранью добра и зла.