Тропикализация цифрового хозяйства. «ИнтТерра» вышла на рынок Бразилии
12 ноября агротехнологическая компания «ИнтТерра» объявила о выходе своих цифровых продуктов SkyScout и SkyScout Advisor на рынок Бразилии. Региональные офисы компании сегодня действуют в Белоруссии, Молдове, Казахстане. Расширить свое присутствие за счет продвижения на агрорынки стран Латинской Америки решено после целой серии практических демонстраций программного обеспечения представителям сельхозпредприятий и дистрибьюторам из Бразилии и Аргентины. Коммерческий директор «ИнтТерры» Юрий Васильков поделился с Национальным аграрным агентством дополнительными подробностями по экспансии цифровых решений для аграриев в латиноамериканский регион. Чем так интересен агрорынок Латинской Америки Это один из крупнейших рынков мира с точки зрения земельных банков. Он сравним по размерам с СНГ – другим крупнейшим рынком, на котором мы уже активно работаем. (Конечно же, любая компания, работающая в сельскохозяйственной сфере, мечтает поработать на таких рынках). Этот рынок чрезвычайно разнообразен, но, с точки зрения структуры с/х производства, чем-то похож на рынок СНГ: там тоже есть крупные хозяйства, организация которых и стоящие перед ними задачи идентичны тем, что мы уже решаем в России и странах СНГ. Больше всего нас интересует Аргентина и Бразилия, которые в чем-то схожи с Россией, но, самое главное, это крупные рынки, которые все еще развиваются с точки зрения цифровизации. Рынки отдельных стран Латинской Америки, естественно, отличаются между собой. И первое, что будет очень сильно влиять на нашу местную бизнес-деятельность, это уровень образования людей, степени их погружения в цифровые процессы. Я думаю, что самыми развитыми с точки зрения образования будут Аргентина и Чили, потом – Бразилия, затем – другие страны, такие как Перу, Колумбия, Эквадор. Второе большое отличие от СНГ – это другая география, другая природа. Там тропики, а, значит, другие растения, по-другому светит солнце. Отличается все: температура воздуха, влажность, облачность. По-другому спутники даже летают, потому что Земля имеет форму геоида. Наверное, наилучшим образом спутниковый анализ земель подойдет для Аргентины, потому что эта страна наиболее удалена от экватора, и потому все возможности нашей спутниковой съемки можно будет реализовать там, исходя из формы орбит спутника. По другим странам адаптацию спутниковой аналитики будем адаптировать в ручном режиме. Уровень цифровизации и развитости агрорынков Процессы цифровизации в отдельных странах Латинской Америки проходят по тем же сценариям, что и в странах СНГ. Основной ограничивающий фактор – это уровень развития образования. Хотя СНГ, в этом отношении, все-таки впереди, благодаря советской системе образования, которая до сих дает свои ощутимые плоды. Такой роскоши в той же Бразилии не было. А вот Аргентина – очень образованная страна, но там есть другие проблемы – постоянный экономический кризис. У нас все-таки более стабильная экономика. Но уровень цифровизации в целом, наверное, примерно такой же или чуть ниже, чем в СНГ, – как это мы оцениваем сейчас. Возможно, наше мнение изменится по мере погружения в проблематику отдельных стран. По уровню независимых агрономических экспертов, по уровню скаутов и компаний по сопровождению эти рынки выглядят совершенно по-другому, чем в странах СНГ. В Бразилии и Аргентине, как мы знаем, есть много таких предприятий. Эти рынки формировались по другим правилам и законам, в другие годы. У них не было проблем реформирования из советской плановой системы в новую экономику, они многие процессы видят для себя по-другому. И, возможно, наш будущий рынок больше, а потенциальная клиентская база партнеров на рынках Аргентины и Бразилии обширнее, чем мы предполагали. После проведенного анализа стало понятно, что будет большой ошибкой, проигнорировать этот регион. Есть и еще одно отличие агрорынков стран Латинской Америки от СНГ – это экологичность сельхозпроизводства. В вопросах почвосбережения Бразилия и Аргентина находятся далеко впереди нас. Эти страны входят в число «передовиков» по применению технологии No-till. И многие российские представители традиционного сельского хозяйства ездят туда, чтобы посмотреть и поучиться тому, как они работают по данным технологиям. Поэтому в этой сфере какую-то существенную роль мы сыграть не сможем, но вот перенять опыт стоит, особенно с точки зрения участия государства и науки. Тропикализация ИТ-решений Свою кампанию продвижения на латиноамериканский рынок мы решили начать с Бразилии. Мы понимаем, что нам придется столкнуться со многими сложностями, начиная с языкового барьера, культурологических особенностей, заканчивая разницей во времени. Сейчас, например, мы занимаемся поиском сотрудников себе в команду там, ищем и оцениваем партнеров. Но главное – нам потребуется осуществить процесс «тропикализации» – адаптации программного обеспечения под Бразилию, ее географические и климатические условия. Потенциал бразильского рынка огромен. Он не перегружен предложениями различных цифровых сервисов, как, например, рынок США, поэтому там существуют достаточно большие возможности для конкуренции. Но там есть большое число стартапов, которые активно работают и многого уже добились. Из Бразилии вышли достаточно серьезные цифровые компании, которым удается активно работать на рынке США, например, компания Solinftech. Мы понимаем, что на рынке Бразилии нас ждет серьезная конкуренция, но имея за плечами опыт успешного внедрения в страны СНГ и, конечно же, в России, смотрим на этот проект как на важный и позитивный вызов нашим компетенциям.