«Случился идеальный шторм»: почему во всем мире дорожают продукты

В октябре цены на продовольствие поднялись до максимума с июля 2011 года. Почему продукты так стремительно дорожают и как будет развиваться ситуация, выясняет «Вечерняя Москва».

«Случился идеальный шторм»: почему во всем мире дорожают продукты
© Вечерняя Москва

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, всего лишь за октябрь текущего года мировые цены на продукты выросли в среднем на 3 процента.

Так, зерновые подорожали на 3,2 процента — из-за ухудшения видов на урожай в основных странах-экспортерах. Растительные масла выросли в цене на 9,6 процента — из-за роста котировок цен пальмового, соевого, подсолнечного и рапсового масел. Молочная продукция подорожала на 2 процента — из-за активизации мирового спроса на сливочное масло и сухое молоко. По мнению аналитиков ООН, рост цен подстегнуло и стремление покупателей сделать запасы сухого молока — на случай роста цен.

— Я бы не стал драматизировать ситуацию. Согласно данным того же доклада, снижаются, например, мировые цены на сахар и мясо, — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — Вообще, продовольственный рынок — это очень динамичная история. Урожай зерновых хороший — цены падают. Плохой — цены растут.

Вместе с тем, по мнению эксперта, общий тренд на повышение цен все же налицо.

— Причина — в пандемии. Экономики многих стран из-за коронавирусных ограничений начали буксовать. Ведь предприятия стояли, да и целые отрасли — например, гостиничный и туристический бизнес — буквально еле дышали. У сотен миллионов людей резко снизились доходы, — поясняет Кудрявцев. — Что делать? Правительства начали раздавать «вертолетные» деньги, а для этого им пришлось включить печатный станок.

В итоге, грубо говоря, денег стало много, а продуктов — только убавилось, потому что их производители от ограничений тоже пострадали. Вот и получилось, что цены на продовольствие выросли: населению планеты есть, чем платить.

Как пояснил эксперт, есть и другие причины. По словам Кудрявцева, «случился идеальный шторм». Разорвались логистические цепочки, мигранты не смогли приехать, чтобы посеять и собрать урожай. В некоторых странах, являющихся ведущими производителями продуктов, случился неурожай. А Аргентине — забастовки, из-за чего буквально рухнул рынок говядины. В итоге Китай начал резко пополнять продовольственные резервы, что тоже стало одной из причин роста мировых цен. Ведь эта страна — крупнейший потребитель продуктов.

— Что касается России, то на наш продуктовый рынок пришел спекулятивный капитал. Продукты стали массово скупать с целью попридержать и потом продать дороже, — рассказывает Виктор Кудрявцев. — Дошло до того, что сложившуюся ситуацию обсуждали президент страны и министр экономики.

Чтобы цены стабилизировались, нужно, по мнению эксперта, ждать, когда мировая экономика выйдет из кризиса. Когда, условно говоря, денежная масса и объемы выпускаемой продукции придут в некое равновесие. То же самое, кстати, касается цен на все и вся: автомобили, компьютеры, бытовую технику, одежду и т.д.

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев считает, что победа над последствиями коронакризиса не за горами.

— По прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития, большинство развитых стран полностью восстановят докризисный уровень — с точки зрения ВВП на душу населения — к концу 2022 года. Некоторые развивающиеся страны смогут вернуться к допандемийным показателям не ранее 2024 года, — заявил Дмитрий Медведев.

России, вероятно, ждать стабилизации цен придется не менее трех лет.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Максим Худалов, руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА:

— Продукты подорожали потому, что эмитенты двух главных валют — доллара и евро — позволили себе начать печатать деньги. Спасая своих граждан и ведущие компании, они влили в мировую экономику гигантскую сумму — около 10 трлн долларов. Это стало авантюрой для всего мира. Дело в том, что шальные деньги пошли в том числе и на товарные рынки, из-за чего взвинтились цены. Это, конечно, не только проект США, это Центральный банк Евросоюза, это Британия, Япония, Китай — то есть все в какой-то степени постарались. И в результате получилось, что на сырьевые рынки выплеснулась достаточно большая сумма ликвидности. Она волей-неволей привела к тому, что сильно подорожали все сырьевые товары — например, нефть и газ, а вслед за ними и пищевые продукты.