Мешок картошки, мешок капусты: Лукашенко поможет в трудный год Путину прокормить страну
По устоявшейся традиции, с инфляцией в нашей стране борются повышением ключевой ставки Центробанком. Деньги сразу становятся дороже, денег сразу становится меньше. Сейчас именно такая ситуация и назревает: ЦБ РФ увидел риск повторения ситуации с резким ускорением продовольственной инфляции в 2022 году и готовится принять меры.
«Что касается продовольственной инфляции, то здесь мы имеем не очень хороший урожай в этом году, я говорю глобально. И есть риски того, что эта ситуация повторится и в следующем году, посмотрите, что происходит с ценами на удобрения», - сообщил директор департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ Кирилл Тремасов на Международном форуме Московской биржи.
- Продовольствие будет дорожать в любом случае - и в связи с ростом цен на составляющие его себестоимости, и в связи с общим состоянием экономики домохозяйств. Политика искусственного сдерживания цен здесь не поможет – она неизбежно влечет за собой подобные неконтролируемые пожары, - считает гендиректор ООО «ПХ «Лазаревское» Кристина Романовская:
- Мне, как владелице сельхозпредприятия, интереснее другое - как население с этим будет справляться? Есть известная формула: доход равен потреблению плюс сбережения. Ожидать серьезного повышения доходов населения у меня оснований нет. Будет ли снижаться норма сбережений? Если да - потребление останется на прежнем уровне, если сбережения народ попытается сохранить - потребление упадет или перейдет в низшие ценовые сегменты.
Сейчас, на мой взгляд, потребительское поведение людей и продовольственная инфляция основывается на трех факторах: необеспеченные потребительские кредиты; пандемия, которая стимулирует делать запасы; инфляционные ожидания. Так вот, Кирилл Тремасов сформировал инфляционные ожидания, а ему помогут перепостами. Чем больше народа прочитает его слова, тем инфляционные ожидания станут устойчивее.
А обращался он вовсе не к потребителям. Если прочесть его между строк, получается следующее: на ближайшем заседании ЦБ поднимет ключевую ставку. Пункта на два точно. А может, и на все четыре.
- Центробанку надо отсекать все спекулятивные факторы и строить свою политику на долгосрочных трендах. Потому что как только на какой-то истории подскакивают цены, то ЦБ сразу повышает ставку. Это не всегда правильно, потому что спекулятивный фактор уйдет, а высокая ставка останется, - считает главный аналитик банка «Солидарность» Александр Абрамов:
- А происходящее во многом связано именно со спекулятивной составляющей. Условно говоря, если капиталу необходимо найти актив, в котором он может переждать негативные процессы, то он может не только в промышленных активах, но и в продовольствии переждать. Но со стороны фундаментальных факторов - предложения и спроса - причин для такого резкого роста цен не видно.
А спекулятивные факторы труднопредсказуемы, сегодня они есть, а завтра нет. Вот неделю назад газ ниже 800 долларов торговался, а сегодня почти 1200. Хотя вроде бы ситуация сильно не изменилась. То же самое и на рынках продовольствия. За последние двадцать лет усиленный рост цен на продовольствие был в 2007-2008 и 2011-2012 годах. И каждый раз ожидали, что цены уйдут еще выше. Но в итоге цены останавливались и даже разворачивались, потому что мировой спрос не безграничен. Здесь и запасы, которых у нас в стране в достаточном количестве, также имеют значение.
- Специфика российской инфляции состоит в том, что у нас быстрее всего дорожает продовольствие, - отмечает доцент кафедры «Финансы и кредит» ДВФУ Максим Кривелевич:
- Если возьмем инфляцию, например, в США, то увидим резкий рост на топливо, но относительно небольшое удорожание продовольствия. То же самое в других развитых странах, где стройматериалы, перевозки резко дорожают, а продовольствие дорожает примерно наравне с рынком. В России всего этого нет. Почему? Объективно – мы страна с очень бедным населением.
То есть, подавляющее большинство россиян не может позволить себе тратить деньги на что-то кроме продовольствия и ЖКХ. А поэтому продовольствие остается товаром с очень низким эластичным спросом (характерно для товаров, потребление которых не может быть отложено). Если вы тратите деньги на поход в кино и на покупку хлебушка, то, когда дорожает билет в кино, вы покупаете столько же хлебушка, но меньше ходите в кино.
А когда дорожает хлебушек, вы снова покупаете столько же хлебушка, но еще меньше ходите в кино. То есть, россияне вынуждены отказываться от любого иного потребления, кроме потребления самого необходимого.
И здесь накладывается очень неприятный политический фактор – все эти санкции-контрсанкции. А также логистические проблемы и низкий платежеспособный спрос. То есть, если бы у нас были южнокорейские зарплаты, то у нас был бы южнокорейский избыток продовольствия.
Но очень тяжело для предпринимателя решиться ввозить высококачественное, хорошее, здоровое продовольствие в страну, где люди имеют деньги только на сыр из пальмового масла. В большинстве своем. Каждый из нас вспомнит в своем окружении несколько сказочно богатых людей, но они не могут обеспечить спрос на промышленные объемы продовольствия. И это на самом деле огромная проблема, потому что невозможно жить долго и счастливо, если вокруг вас ужасающая бедность. Ради вас одного никто не станет привозить в магазин хорошие, качественные товары и продукты.
Плюс, конечно, политика. В российских условиях рост ставки - это способ увеличить инфляцию, а не снизить ее. В условиях, когда инфляция у нас носит не монетарный характер, а связана с чрезвычайно высоким и, скажем так, с избыточно тяжелым налогообложением, с искусственным давлением на рынок продовольствия – благодаря этим санкциям и контрсанкциям. Здесь мы, конечно, имеем крайне неприятную картину.
Чем дороже будут становиться деньги, тем дороже будут становиться кредиты. А вместе с удорожанием кредитов больше будут расти цены. Потому что в экономике страны нет иных денег, кроме денег домохозяйств.
- Помимо того, что растут цены на все продовольствие, к тому же дорожает и логистическая упаковка товаров. Из-за подорожания древесины выросли цены оберточную бумагу, картонные коробки, деревянные паллеты (поддоны). Дорожает нефтехимия – дорожает упаковочный пластик, это также скажется на конечной стоимости товаров, - считает доцент кафедры Финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Мария Долгова:
- В этом году погодные факторы во всем мире были не очень благоприятные – где-то засуха, где-то, как у нас, холодная весна отодвинула сроки посевов и сроки сборов. Неурожай пшеницы, неурожай зерна – дорожают все корма, дорожает опять мясо, молочная продукция. И удобрения дорожают, потому что у нас, как ни странно, большая доля импортных удобрений или импортных составляющих в производстве отечественных удобрений. То есть, в любом случае, мы к себе ввозим, импортируем инфляцию из-за рубежа. Ведь в других странах тоже инфляционные процессы есть, их товары тоже дорожают. А мы эти товары ввозим. И, скорее всего, эти процессы будут продолжаться и в следующем году.
Из-за карантинных ограничений Россия, как и все другие страны, столкнулась с нехваткой рабочих рук, нехваткой дешевой рабочей силы. Затраты возрастают. Собираем урожай меньше и с более высокими расходами.
И еще одна проблема в нашей стране. У нас, как я понимаю, почти полностью разрушена система овощехранилищ. Овощехранилища, построенные еще в советские времена, просто не поддерживались в должном состоянии. А вот наши братья белорусы вблизи границы с Россией построили прекрасную систему овощехранилищ, именно нацеливаясь на то, чтобы поставлять в нашу страну свои овощи или то, что они реимпортируют из других стран. А у нас этого, к сожалению, нет.
То есть, мы даже свой урожай не можем должным образом сохранить. И вот в нынешнем году, мало того, что небольшой урожай картофеля был, но еще и сохранить не смогли то, что собрали. И, соответственно, рано начался импорт картофеля, что стало еще одним витком подорожания. Поэтому здесь очень много факторов. И, к сожалению, да, просвета не видно. Каких-то утешительных прогнозов, слов сказать не могу.