Покупатели автомобилей не успевают за ростом цен

Эксперты маркетплейса Банкавто (цифровая платформа РГС Банка по покупке и продаже автомобилей) оценили расхождения показателей: свидетельствует ли это о тревожной тенденции снижения спроса со стороны покупателя (контрактование падает), когда по отгрузке показаны оптимистичные данные?

Покупатели автомобилей не успевают за ростом цен
© Финансовая газета

С одной стороны, цифры демонстрируют давно известную в авторитейле тенденцию увеличения числа «желтых» автомобилей, то есть проданных лишь на «бумаге», а не фактически. Автопроизводители к концу отчетного периода (например, квартала) приписывают еще и непроданные автомобили, чтобы либо отчитаться в рапортах перед головными офисами о выполненных планах, либо о завоевании доли рынка.

С другой стороны, расхождение в оценке между статистикой отгрузок и контрактов могло сложиться из-за того, что многие машины были законтрактованы за несколько месяцев до фактической выдачи, когда автомобиль считается проданным и попадает в статистику.

При этом покупатели автомобилей не успевают за ростом цен на новые машины. Часто возникают ситуации, когда клиент уже продал свой автомобиль с пробегом, пришел за покупкой нового, но цены на новый автомобиль изменились настолько, что совершить сделку, как планировалось, уже не получается, а забронированная машина еще какое-то время числится проданной «на бумаге».

Денис Мавланов, эксперт маркетплейса Банкавто:

«Оценивая уровень потребительской активности к настоящему моменту, можно говорить об уменьшении потребительского спроса в связи с неуверенностью и осторожностью покупателя. Несмотря на то, что спрос еще достаточно высок, многие покупатели уже начинают задумываться о том, чтобы отложить покупку до лучших времен. Поэтому мы видим в статистике машины, которые были законтрактованы за несколько месяцев, но фактическая выдача не состоялась. «Скудный выбор и «рынок продавца» изрядно надоел той части покупательской аудитории, которая может позволить себе отложить покупку до стабилизации ситуации и цен на рынке, то есть предположительно до конца следующего года».

Вице-президент РОАД и генеральный директор группы компаний «Прагматика» Владислав Рыдаев:

«Индекс контрактования РОАД в октябре очередной раз показал снижение (-14%) потребительской активности покупателей. Дилеры продолжают работать в условиях «низких складов», вызванных глобальным недостатком комплектующих. Прогнозы объема рынка новых автомобилей за 2021 год продолжают снижаться к закрытию года. Причем в ноябре к этим факторам может добавиться влияние запретов розничной торговли в большинстве регионах».

При этом важно отметить, что отчеты AEB охватывают результаты отгрузок большинства автопроизводителей, в то время как график РОАД отражает показатели 25-30% дилеров от выборки АЕБ. Также достоверность показателей АЕБ можно высоко оценивать в долгосрочной перспективе – за год, а иногда и дольше: в этом случае результаты оценок становятся близки к реальной картине на рынке. А в короткие периоды сравнение показателей АЕБ и РОАД свидетельствуют о разнице между действительным и желательным (планируемым) положением дел на рынке.