Кто находится на обочине виртуальной торговли

Более 720 млрд рублей – годовой заработок российских маркетплейсов

Кто находится на обочине виртуальной торговли
© АГРОXXI

Маркетплейсы - это электронные платформы, на которой продавцы и покупатели осуществляют куплю-продажу товаров и услуг. Платформы могут быть универсальными, на которых максимально широкий ассортимент товаров и услуг представлены во всём своём многообразии, или специализированными, где акцент сделан на каком-то одном отраслевом сегменте. Это могут быть финансовые услуги, или одежда, или бытовые электроприборы.

По данным исследовательской компании Data Insight, в 2020 году крупные универсальные маркетплейсы на российском рынке b2c занимали 27% по объёмам онлайн-продаж и 49% по количеству заказов. Всего универсальные крупные маркетплейсы в 2020 году заработали 721 млрд рублей, продемонстрировав рост на 108% по сравнение с предшествующим годом.

Российская b2b электронная торговля существенно отстаёт как от мировых темпов развития, так и от отечественного b2c e-commerce. Хотя необходимая инфраструктура в нашей стране уже существует, но до сих пор большинство производителей и оптовиков игнорируют возможности, которые сегодня открываются благодаря электронной коммерции. Электронная коммерция сегодня включает в себя наряду с финансовыми и торговыми транзакциями целый перечень вспомогательных процессов, без которых не обходится ни одна централизованная закупка. Это и возможность заключить договор по сделке купли-продажи на самой площадке с помощью электронно-цифровой подписи, гаранта совершения сделки (ESCROW Operator), и проверка контрагента по дополнительным небанковским параметрам (например, по уровню реальной удовлетворённости пользователей, внутреннему рейтингу доверия и т. п.), и получение оперативной информации о тендерах и условиях через мобильное приложение с минимальными технологическими барьерами, и глубинная детализация и визуализация торговой статистики для выявления точек кризиса или роста текущей закупочной стратегии.

«Электронная удочка» для получения прибыли

Агротехнологические проекты на рынках многих стран, как развитых, так и развивающихся, сегодня активно экспериментируют с симбиозом электронной коммерции и классических технологий продаж: это, например, американская Farmers Business Network и AgVend, канадский гигант Nutrien, аргентинский Agrofy, бразильский Instaagro, британский YAGRO. Цифровые сервисы, созданные для более эффективного и качественного управления агрохозяйством, сегодня помогают производителям эффективнее продавать свою продукцию для фермеров, а фермерам — тщательнее контролировать и оптимизировать свою закупку, выбирая самые качественные для себя позиции по лучшей цене и условиям доставки и постпродажного сопровождения.

Например, в США биотехнологическая компания Indigo Agro запустила агромаркетплейс в 2018 году, предоставив американским фермерам и покупателям инструменты для онлайн-торговли. Сегодня тысячи фермеров США продают миллионы бушелей зерна через этот механизм на сотни миллионов долларов.

В Индии онлайн-платформа (eNAM) по торговле продуктами питания была запущена Министерством сельского хозяйства в 2016 году и объединяет фермеров 18 штатов и 2 союзных территорий. За всеми этими возможностями стоят цепочки совершенствующих глобальных бизнес-процессов, которые стали ядром стремительного процесса цифровизации современной экономики. Однако аграрная отрасль имеет довольно сложную структуру. Достаточно понятное приобретение сельхозпроизводителями сельхозмашин, удобрений, топлива и много другого. Здесь специфика и механизмы ценообразования понятны. Сама же сельхозпродукция, в отличие от промышленных и потребительских товаров, в основном имеет не такие чёткие спецификации и ценообразование. Отсюда необходимость достаточно широкого и сложного инструментария для эффективного маркетплейса, реализующего сельхозпродукцию.

Агрохолдинги – двигатели электронной торговли

Российские разработчики маркетплейсов для аграриев идут двумя путями. Первый путь — это стандартное решение для электронных закупок и торгов, которое адаптируют в той или иной степени для игроков аграрного сектора. Второй путь — это попытки создать специализированные агромаркетплейсы, ориентированные на реализацию сельхозпродукции и создание прозрачных инструментов коллективных, деловых взаимоотношений, исключая внутриотраслевые сговоры.

Пока возможности электронных площадок преимущественно используют агрохолдинги и крупные крестьянско-фермерские хозяйства в таких маржинальных видах сельского хозяйства как производство зерна, выращивание сахарной свеклы и подсолнечника. При этом следует отметить, что интерес к такому инструменту как электронная торговая площадка проявляют не только крупные агрохолдинги, но и крестьянско-фермерские хозяйства и, даже, личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Хотя для многих из них участие в электронной торговле затруднено удаленностью от потребителя и неразвитостью интернета, но привлекательно выходом на широкую аудиторию потребителей.

Также надо отметить разницу, если крупные агрохолдинги ориентированы на онлайн-торговлю B2B, то в случае с КФХ и ЛПХ мы имеем дело с электронной F2C (фермер - конечный потребитель) торговлей. В частности, примером, является проект «Свое Родное» от Россельхозбанка, в рамках которого фермеры могут поставлять свою продукцию жителям городов. Другим примером является сервис «Скотный двор» от Национального аграрного агентства, где фермеры и заводчики скота могут найти друг друга даже без наличия интернета, только при помощи телефонной связи. Мы тоже разрабатываем продукт, который работает в сегменте онлайн-торговли F2B. Основной вопрос здесь в наличии развитой инфраструктуры, которая включала бы в себя возможности складирования, сортировки и доставки продукции сельхозпроизводителей до потребителей и, наоборот, от производителей фермерам.

«В целом сегодня на рынке нет оптимального решения для аграрного сектора. Поэтому ниша маркетплейса, специализированного для АПК, сегодня в России на национальном уровне относительно свободна. Есть огромный потенциал в этом направлении как для частных игроков, так и для государства. Для России наиболее перспективный вариант я вижу в создании частно-государственного партнёрства, которое бы реализовало проект национального «агромаркетплейса» с потенциалом выхода на международные рынки», — отметил Дмитрий Лебедев, основатель АО «АгроТаргет».

Обзор отечественных агромаркетплейсов

В качестве примера рассмотрим ряд электронных торговых площадок в отечественной сельскохозяйственной отрасли. Обзор исходит из сформированного образа идеального решения для сделок купли-продажи на отраслевых рынках АПК.

ОТС

Маркетплейс ОТС - торговая площадка, созданная в январе 2012 года для проведения закупок в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ. В настоящее время платформа имеет сеть из 28 представительств на всей территории РФ и представляет собой гибкое инфраструктурное решение как для организации закупочной деятельности заказчиков, так и для успешного участия поставщиков товаров, работ и услуг в таких закупках. Для аграриев существует специализированный отраслевой раздел. Площадка поддерживает открытие эскроу-счёта под сделки, имеет электронный документооборот и электронно-цифровую подпись, а также присутствует отличный аналитический инструментарий. К недостаткам можно отнести отсутствие возможности заключения договоров прямо на платформе. Кроме того, не проработаны вопросы доставки, не хватает дашборда и слабо структурирован рейтинг контрагентов.

Единая информационная система в сфере закупок

Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС) — единое информационное пространство всей сферы государственных закупок в России. В системе размещаются сведения о закупках в соответствии с федеральными законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ. ЕИС была создана для облегчения доступа к сведениям о торгах и минимизации коррупции в сфере закупок. ЕИС не поддерживает возможность заключать сделки непосредственно на площадке, необходимо договариваться с контрагентом через тендерный отдел, отсутствуют функции открытия эскроу-счёта и дашборды. Однако площадка поддерживает электронный документооборот и имеется рейтинг контрагентов.

B2B-Сenter

Центр электронных торгов B2B-Сenter – одна из старейших в Рунете электронных торговых площадок для закупок и продаж в business-to-business сегменте. Сегодня также активно предлагает свой инструментарий для игроков рынка АПК. Площадка предоставляет широкие возможности организовывать электронные торги всех основных типов – конкурсы, тендеры, аукционы, запросы цен и предложений, конкурентные переговоры – и использовать многочисленные дополнительные настройки: многолотовость, квалификационный отбор, переторжку, попозиционность, многокритериальность и другие. На платформе отсутствует возможность заключать сделки на площадке, необходимо договариваться с контрагентом напрямую. На площадке отсутствуют функции открытия эскроу-счёта, доставки, дашборды и аналитики рынка, в том числе возможности построения рейтинга контрагентов.

Агробиржа Agrodelo.online

Агробиржа Agrodelo.online — специализированная отраслевая электронная торговая площадка для закупок и продаж сельхозпродукции и сопутствующих товаров в business-to-business сегменте. Площадка предоставляет стандартный пакет электронных торгов, простой маркетплейс Платформа не поддерживает возможность заключать сделки прямо на площадке, а также отсутствуют функции открытия эскроу-счёта, дашборды и аналитики рынка, рейтинга контрагентов. На этой бирже присутствует возможность оформить доставку приобретённых товаров.

Электронная торговая площадка ГПБ

Электронная торговая площадка Газпромбанка — это обширная экосистема электронной коммерции, которая включает в себя возможности заключить договор по сделке купли-продажи на самой площадке с помощью электронно-цифровой подписи, проверять контрагента, получать новости рынка и информацию о предстоящих тендерах, иметь возможность участвовать в государственных и корпоративных тендерах. К недостаткам этой платформы можно отнести отсутствие возможности открытия эскроу-счёта для гарантии исполнения сделки и дашбордов, для качественной визуализации бизнес-процессов, а также отсутствует возможность, осуществления расчётов непосредственно через платформу.

«АгроТаргет» — IT агрохолдинг в России, который специализируется на производственной бизнес-аналитике: технологи больших данных (Big Data), нейросетевые технологии (NN), технологии искусственного интеллекта (AI) и глубокого машинного обучения (ML) предсказательное моделирование, рекомендации и интеллектуальный аналитический блок поддержки принятия решений. АО «Агротаргет» является резидентом Фонда «Сколково».

Елена Горшкова

Фото – pixabay.com