Войти в почту

Более половины рекламных агентств сталкивались с потерями от недобросовестных тендеров

57% опрошенных участников рекламного рынка регулярно встречаются с недобросовестными тендерами в сферах медиа, маркетинговых услуг и креатива. Зачастую победитель аукциона заранее определен, а участие конкурсе для остальных несёт материальные и репутационные затраты, говорится в исследовании Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), поступившем в Sostav.

Более половины рекламных агентств сталкивались с потерями от недобросовестных тендеров
© Sostav.ru

Среди опрошенных участников рынка оказалось 48 рекламных агентств и 28 рекламодателей. По их мнению, в 2021 году доля «неэтичных и недобросовестных» тендеров достигла примерно 29%. Ими признаны аукционы, целями которых стали имитация выбора заранее известного подрядчика, а также проведение конкурса с целью сбора креативных идей и прочих важных данных.

71% опрошенных заявили о непрозрачной системе критериев выбора победителя, более половины не получали «внятную обратную связь» , 50% сталкивались с отменой тендера без объяснения причин, а 41% — c сокращением бюджета после выбора победителя. О финансовом ущербе в результате участия в недобросовестных тендерах говорят 57% опрошенных. Большинство оценили ущерб на уровне до 5 млн руб., у 7% потери достигали 50 млн руб. При этом только 5% опрошенных подавали в суд на недобросовестных заказчиков. И только 11% участников рынка никогда не сталкивались с такой практикой.

Для рынка потери от подобных тендеров исчисляются сотнями миллионов рублей, соглашается результатами исследования гендиректор Media Direction Group Андрей Брайович в комментарии для "Коммерсанта". Участие в тендере в надежде получить контракт можно признать предпринимательским риском. По его словам, больший вред наносят рынку непрямые убытки: это сказывается на репутации, влияет на моральное состояние команды, мешает привлекать новые кадры». Решить проблему помог бы публичный разбор подобных случаев, подытоживает Брайович.

Напомним, в конце ноября участники рекламного рынка выбрали рейтинг‌ ‌АКАР‌ и Sostav в качестве главной независимой оценки объемов‌ ‌медиазакупок‌. Участие‌ ‌в‌ ‌рейтинге‌ носит ‌‌безвозмездн‌ый‌ ‌характер‌,‌ ‌что‌ ‌позволяет‌ ‌формировать‌ ‌объективную‌ ‌оценку‌ ‌оборотов‌ ‌агентств.