NFT: главный тренд 2022 года?
Выбирать нестандартный подарок на Новый год советуют читателям эксперты WSJ — это электронный кошелек с криптовалютами или NFT (non-fungible token). А Saxo Bank в своих прогнозах предрекает конец стриминговым музыкальным сервисам, таким как Spotify и Apple Music. Эксперты считают, что на смену им в ближайшее время могут прийти невзаимозаменяемые токены (NFT). Минуя посредников, NFT будут обеспечивать прямое взаимодействие слушателей и исполнителей. Многие музыканты уже в теме — такие как The Chainmokers и Кэти Перри. Что такое NFT, как технология применяется в сфере искусства и можно ли продавать в виде NFT музыку — в материале InScience.News.Технология шагает по мируNFT позволяет художникам, иллюстраторам и разработчикам заработать, не участвуя в офлайн-выставках и не обращаясь к аукционам. Хотя вполне традиционные аукционные дома и музеи тоже «подтягиваются» к новому тренду. В марте аукционный дом Christie's провел крупнейшую сделку по продаже криптоискусства. Коллаж из пяти тысяч работ художника Майка Винкельмана, известного как Beeple, продали за рекордные для NFT 69 млн долларов (больше 5 млрд рублей). А российский Эрмитаж, гордо именовав себя «консервативным инноватором», недавно выпустил NFT c цифровыми копиями своих известных шедевров, включая «Мадонну Литта» Леонардо да Винчи и «Куст сирени» Ван Гога. Свои работы в виде NFT продает и скандальный Бэнкси. Компания, купившая его токенизированный шедевр, предпочла сжечь оригинал. В итоге объем рынка, по подсчетам экспертов, уже достиг 2,5 млрд долларов.Что же это за «черный лебедь», о котором в России еще известно не так много? Под загадочным и труднопроизносимым по-русски названием «невзаимозаменяемые токены» (или же попроще и на английском — NFT) скрываются криптографические уникальные токены, которые связаны с вполне конкретным цифровым контентом, например, той же картиной Ван Гога. При этом если биткоин (то есть заменяемый токен) скорее можно сравнить с вполне себе физической денежной купюрой или монетой (один рубль вполне себе заменяем другим), то NFT можно описать как некий цифровой документ или цифровой «паспорт объекта», в котором заложены данные или код на конкретный цифровой (а сейчас уже иногда физический, ведь цифровые и физические вселенные смешиваются) объект.Такие токены покупают и продают на маркетплейсах — торговых площадках NFT. Наиболее популярные и старейшие площадки — OpenSea и Rarible, которая, кстати, основана выходцами из России. Но к ним постоянно прибавляются новые площадки — летом этого года криптобиржа Binance запустила собственную торговую площадку NFT, а ее конкурент Coinbase объявил о своих планах по созданию торговой площадки NFT в октябре. И более 1,4 миллиона пользователей подписались на лист ожидания в первые 48 часов. Все чаще производители видеоигр начинают создавать свои собственные площадки — буквально совсем недавно площадку запустил разработчик Ubisoft.Один из первых крупных проектов в этой области — CryptoKitt, связанный с приобретением кошечек, только не реальных, а виртуальных — также пошел по этому пути. Изначально CryptoKitties были запущены как токены в блокчейне Ethereum, но с тех пор перешли на собственный блокчейн Flow. Представляется, что этот тренд позволит площадкам неплохо зарабатывать — уже сейчас при продаже NFT площадки могут получать «роялти».«Подводные камни» NFTБезусловно, невзаимозаменяемые токены, их протоколы и технология смарт-контрактов все еще находятся в стадии разработки и активного развития. Есть проблема создания стандарта и унифицированных протоколов, ведь разработка фрагментирована, а многие разработчики работают над собственными проектами. Ключевым поворотом могла бы стать история перехода от «цифрового» владения к реальному «физическому» владению с законодательным основанием для последнего. Пока же такие токены недостаточно предоставляют права собственности и удостоверяют авторские права на активы, с которыми они связаны.Не стоит забывать, что NFT сами не хранят цифровой контент в блокчейне. Если вы приобретаете NFT-изображения или песни, вы получаете токен с URL-адресом песни или изображения, размещенный на случайном веб-сервере. Кроме того, NFT не препятствуют копированию, изменению, удалению или любым другим действиям в отношении любых цифровых или физических объектов, на которые они ссылаются. То есть развитие и совершенствование этой сферы еще впереди.Как это работает: российский опытМузыкальный руководитель Электротеатра «Станиславский», лауреат премии «Золотая Маска» композитор Дмитрий Курляндский рассказывает, что узнал подробности о технологии блокчейн и криптобирж от старшего сына около года назад.С творческой точки зрения композитора заинтересовала «новая среда», которую Дмитрий сравнивает с новыми художественными и творческими вызовами. «Как новый концертный зал с новой акустикой и архитектурой стимулирует композитора к инновациям в создании произведений, так и новые цифровые среды стимулируют искать способы взаимодействия с ними, выявлять их специфику. Поэтому я и решился на создание нескольких произведений, специально для размещения на криптобирже, — рассказывает он. — Важно, чтобы эта новая среда не стала очередным видом "ларька", с которого продавалось бы искусство, которое не взаимодействует с уникальной спецификой этих платформ, не рефлексирует их. Интересна и даже по-своему поэтична сама "неосязаемость" криптосреды, оторванность от материального мира, о которой говорит даже название местной валюты — "эфир"», — добавляет он.Что касается коммерческой составляющей, современные стриминговые площадки типа Spotify и Apple Music не приносят большого дохода представителям современных академических направлений. Эти сервисы в большей степени ориентированы на массовость, указывает Дмитрий Курляндский. При этом даже музыканты массовых поп-направлений жалуются на их непрозрачность — непонятно, сколько пользователей и сколько раз прослушивали композицию, а также каким образом формируется процент отчислений исполнителям.Для продажи четырех своих проектов композитор выбрал биржу Opensea — как одну из самых больших и известных бирж NFT. Цену за произведения Курляндский назначил в соответствии с принятыми стандартными расценками за создание музыкального произведения в физическом мире. После сделки комиссия в размере 2,5% уходит бирже, а продавец получает cash back 10%, рассказывает он. А если произведение будет в будущем перепродано, то, вне зависимости от суммы последующей сделки, на счет автора поступят 10%: это выгоднее и прозрачнее, чем традиционная система авторских вознаграждений.При этом в большой степени удается реализовывать нестандартные идеи и форматы. Так, например, идею коллекционирования, как в проекте «pianospace»: на продажу выставляются 24 отдельных произведения, которые могут быть проданы по отдельности, но при этом являются частями пазла — собранные вместе они образуют завершенный цикл. Таким образом, для покупателя-коллекционера есть мотивация приобрести все фрагменты и собрать полную картину. На сегодняшний день 4 покупателя уже приобрели токены из этой коллекции.Еще одна уникальная специфика — нестандартная форма владения. Сложно представить, как можно «владеть» музыкой. В цифровой среде «владение» отделено от самого предмета владения и обладает самостоятельной ценностью. Физическая составляющая оказывается вторичной в криптосреде, что, опять же, подчеркивает упомянутую неосязаемость этой территории и в чем-то роднит ее с произведением искусства, особенно музыки. Еще один важный для Дмитрия проект, раскрывающий свойства цифровой среды, — «Криптотишина» — 4 файла разных аудиоформатов, содержащих одну минуту тишины. Ведь код молчит, а значит можно «разрешить» манифест невозможности тишины Джона Кейджа — пьесу «4'33"», в которой музыканты в течение 4 минут 33 секунд не исполняют не единой ноты, однако сам слушатель в случайных звуках окружающего мира обнаруживает звуковую палитру произведения. Осенью этого года NFT-проекты Курляндского были представлены на его персональной выставке в галерее Stella Art Foundation.В целом, блокчейн-технологии, криптовалюта и токены — новая тема для России, хотя отдельные крупные проекты в этой области появились в последние годы. Активно занимается развитием сферы блокчейна в России бизнесмен Владимир Потанин. Все, что связано с цифровой экономикой, с облачными технологиями и их обслуживанием, с технологиями блокчейна представляются интересными направлениями в бизнесе, считает основатель «Интерроса». По его словам, технологии блокчейн – это Клондайк, потому что бесконечное количество процессов можно усовершенствовать таким образом. В июне 2021 года «Интеррос» сообщил об инвестировании в блокчейн-платформу Atomyze. Как сообщил глава группы Сергей Батехин, эта система ждет лицензии ЦБ РФ. Кроме того, 16 декабря 2021 года «Интеррос» сообщил о выделении 1 млрд долларов на высокотехнологичные проекты. Об этих инвестициях компания объявила вслед за созданием венчурного фонда на Дальнем Востоке «Восход».Автор: Мария МалышеваПодписывайтесь на InScience.News в социальных сетях: ВКонтакте, Telegram, Facebook и Twitter.