Казахстан охватили «газовые» протесты. В некоторых случаях власти пошли на уступки демонстрантам
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев призвал участников «газового» протеста не следовать призывам деструктивных лиц. По всей республике уже несколько дней идут митинги против повышения цен на топливо с 60 до 120 тенге за литр.
Газ — это основное топливо для автомобилей в Казахстане. И увеличение его стоимости вдвое привело к тому, что экономическая жизнь в некоторых регионах страны остановилась — уж слишком дорого стало возить товары, да и просто передвигаться. Первые протесты начались в юго-западной Мангистауской области 2 января. Местные жители записали видеообращение, в котором потребовали от властей вернуть стоимость топлива к уровню конца прошлого года, то есть в 60 тенге. Протесты Мангистауской области поддержали соседние регионы, а также такие крупные города, как Алма-Ата, Нурсултан и Караганда. А в Актау тысячи манифестантов построили на центральной площади целый лагерь, правда, вместо палаток там юрты. В Сети появилось видео, на котором протестующие пытались прорваться в здание местной администрации.
Власти реагировали на протесты по-разному — где-то выходили пообщаться с людьми и обещали снизить цены, где-то просили полицию разогнать манифестантов силой и глушили мессенджеры. Вот что рассказывает житель Актобе, редактор Tilshi.kz Аскар Актлеуов.
Аскар Актлеуов житель Актобе, редактор Tilshi.kz «В Актобе вышел СОБР, [протестующие преодолели кордон] и прошли в сторону областного акимата, их встретил аким города Асхат Шахаров, спрашивает: «Зачем вышли?» Они представили свои доводы. В Актау по городу мелькают военные машины. Митингующие не пустили акима области, прохода не давали. Он собирался то ли встретить, то ли проводить комиссию из столицы. Люди уже начали требовать не только снижения цен на газ, но и на питание, на все, потому что все подорожало. На местах вообще требуют ухода Назарбаева».
Правительство в свою очередь объяснило скачок стоимости газа переводом торгов топливом на товарные биржи. Эксперимент по переходу на рыночные цены начался в Казахстане 1 января. В Минэнерго заявили, что он принесет республике только плюсы, в том числе сделает страну более привлекательной для иностранных инвесторов. Правда, замгендиректора Института национальной энергетики Александр Фролов считает, что электронные торги едва ли имеют отношение к росту цен на газ.
Александр Фролов замгендиректора Института национальной энергетики «Рассказывают, что введение привязки цены для конечного потребителя к неким биржевым котировкам пойдет только на благо, вырастет конкуренция, усилится энергетическая безопасность, все зацветет и запахнет. Это абсолютно не связанные вещи. Правительство Казахстана столкнулось с какими-то трудностями и решило, что эти трудности финансового характера можно, в частности, преодолеть путем отказа от иных методов ценообразования на газ и увеличения денежного потока со стороны потребителей за этот энергоресурс».
Несмотря на массовые протесты по всей стране, власти пока согласились снизить цены лишь в Мангистауской области и Актобе. Там топливо теперь можно купить не за 120 тенге, а за 50. Уступку можно объяснить тем, что власти опасаются повторения трагедии десятилетней давности. Тогда при попытке разогнать митинг нефтяников погибли 70 человек. Комментирует директор центра «Международная энергополитика» Юрий Солозобов:
Юрий Солозобов директор центра «Международная энергополитика» «Память о тех событиях сыграла свою роль. Западный Казахстан, где находится Мангистауская область, является нефте- и газодобывающим регионом. И это все равно, что в Тюменской области радикально поднимут цены на бензин или в Ямало-Ненецком округе объявят, что газ будет отпускаться по европейским ценам. И второй вопрос — население вообще не готово платить по среднемировым ценам».
Поэтому, как говорят эксперты, в случае отказа властей снизить цены на топливо по всей стране протесты продолжатся.
В среду, 5 января, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев проведет совещание по вопросам социально-экономической ситуации на фоне охвативших западные регионы страны митингов против подорожания сжиженного газа.