Почему люди доверяют мошенникам больше, чем специалистам: выясняем вместе с экспертами

В третьем квартале 2021 года мошенники украли у россиян больше трех миллиардов руб­лей. Таковы данные Банка России. Причем доля похищенного с использованием социальной инженерии уменьшается и составляет 41 процент (за тот же период 2020 года – 63,8 процента). Зато в несколько раз выросло число финансовых пирамид, мошеннических сайтов, которые успешно занимаются отъемом денег у населения. Риски растут – Мы находимся в рамках десятилетия кардинальных изменений, когда технологические условия и последующие драматические изменения во всех сферах, в первую очередь, финансовой и образовательной, заставляют и действовать, и думать иначе, чем это было буквально несколько лет назад. Даже два года назад мы иначе относились ко многим вопросам, – заметил во время семинара «Риски и угрозы финансовой и психологической безопасности человека в цифровой сфере» доктор экономических наук, профессор РАНХиГС, директор Ассоциации развития финансовой грамотности Вениамин Каганов. По его словам, с одной стороны, цифровизация привела к повышению доступности услуг. С другой – к росту кибермошенничества. И, как отметил первый заместитель директора департамента информационной безопасности Банка России Артем Сычев, чем глубже цифровизация проникает в нашу жизнь, тем больше возникает рисков, о которых мы в обычной жизни, может, и слышали, но не представляли их масштабов. Артем Сычев напомнил, что сама проблема мошенничества не нова. Все помнят и гадалок около вокзалов, и наперсточников на рынках… Бороться с подобными явлениями научились. Но, когда они перекочевали в виртуальное пространство, возникли сложности, причина которых – отсутствие зрительного контакта с людьми, которые тебя хотят ограбить. – Когда у человека есть визуальный контакт, он пытается оценить перспективы общения, – объяснил первый заместитель директора департамента информационной безопасности Банка России. – Наперсточники у большинства людей вызывали опасения. Когда визуальный контакт теряется, человек такую опасность перестает чувствовать. Кроме того, по словам Артема Сычева, злоумышленники стали «давить» на большее количество эмоций. Это не только страх за свои деньги, когда человеку говорят, что их воруют, но и желание быть нужным, чтобы помочь в поимке якобы преступников, когда звонящий представляется сотрудником правоохранительных органов. Всем этим пользуются мошенники, постоянно находящиеся в актуальной повестке и внимательно следящие, что происходит в стране. Цифровые «джунгли» Но почему люди верят мошенникам больше, чем специалистам по финансовой грамотности, задавались вопросом на мероприятии. Цифровизация ввела в обиход много заимствованных слов, которые далеко не всем понятны, считает кандидат экономических наук, руководитель Центра компетенции цифровой экономики РЭУ им. Г.В. Плеханова, заместитель председателя совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Сергей Безделов. – Обычным людям очень тяжело разбираться, что хорошо, что плохо, – заметил он. – У человека нет понимания, а есть отторжение даже хороших цифровых сервисов, поскольку он перестал ориентироваться в цифровых «джунглях». По его словам, людей, которые не понимают, как работает финансовая система, простые объяснения мошенников привлекают больше, чем то, что говорят эксперты по финансовой грамотности. Тем более, что их информацию большинство населения воспринимает максимум на 20 процентов. – Предприниматель Сергей Мавроди, когда был жив, говорил, что воспринимаются и востребованы только быстрые спекулятивные инструменты, – сказал Сергей Безделов. – И чем дальше будем входить в цифровизацию, тем больше они будут востребованы. Тяжело рассказывать человеку про цифровую грамотность, если он смотрит на соседа. А тот майнит, занимается биткоинами, и его жизнь наладилась. Еще одна причина, почему люди теряют деньги, по мнению эксперта, – непривычность дистанта. А то, что непривычно, раздражает, создает социальную напряженность. И такими людьми легко манипулировать. Есть и проблема этики. Если в реальной жизни человек старается быть хорошим, нарабатывать репутацию, чтобы оставить этот багаж своим детям, то в виртуальной реальности – есть возможность общаться под ником. Причем никнеймов, то есть сетевых имен, псевдонимов, используемых пользователем в интернете, может быть много. И если один «никнейм» опорочил себя, то его легко убрать или заменить другим. Репутация самого человека, скрывающегося под этим ником, не пострадает, и найти его, если он квалифицированный IT-шник, будет очень сложно. – Формирование репутации в цифровом пространстве невозможно, к сожалению, – отметил Сергей Безделов. – Чем больше человек находится в цифровом пространстве, тем ниже мораль: у него нет грани между реальным и виртуальным. Светлана Муратова Ранее сайт Pravda-nn.ru рассказал, кто стоял за деятельностью основателя «МММ» Сергея Мавроди. Кому пожаловаться? Если банк, который вас обслуживает, не хочет урегулировать проблему, а сумма претензии к финансовой организации не превышает 500 тысяч рублей, обратиться стоит к финансовому уполномоченному. Он осуществляет досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями, а это могут быть страховые компании, микрофинансовые организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, негосударственные пенсионные фонды, и их клиентами – физические лица, позволяя избежать обращения в суд. Написать жалобу на финансовую организацию можно онлайн, в личном кабинете на официальном сайте финансового уполномоченного – finombudsman.ru. Также отправить обращение по почте на адрес: 119017, г. Москва, Старомонетный пер., дом 3, телефон – 8 (800) 200-00-10. Финансовый уполномоченный действует на основании Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». А его решения, которые он принимает в отношении организаций, которые с ним сотрудничают, подлежат обязательному исполнению. В случае несогласия с решением финансового уполномоченного человек сможет обратиться в суд для защиты своих прав. Так же поступает и финансовая организация. Если вы попались на уловку финансовой пирамиды, то побороться за ваши деньги поможет Федеральный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров. Он создан в 1995 году, а основной его задачей является осуществление компенсационных выплат лицам, которым был причинен ущерб на российском финансовом рынке. Защищает права потребителей, в том числе на рынке финансовых услуг, Роспотребнадзор. С жалобами на нарушение прав финансовыми организациями и с вопросами об их деятельности нижегородцы могут обращаться в Банк России по телефону: 8 (800) 300-30-00, через официальный сайт или мобильное приложение «ЦБ онлайн». Если компания нарушает законодательство или нормативные акты регулятора, то он проведет проверку и при необходимости примет меры надзорного реагирования. Если права нарушают коллекторские агентства – добро пожаловаться в НАПКА – российское объединение взыскателей, ведущее работу с обращениями и жалобами граж­дан. И, разумеется, жалобу на коллекторов можно написать в УФССП России.