Рубль уходит в пике - катастрофа нацвалюты не близко, а очень близко

Всё против рубля: цены на нефть, которые снижается, положение дел на Украине, и вообще международное положение, которое оставляет желать лучшего, инфляция, как официальная, так и реальная, непродуманные действия властей и олигархов, выводящих капиталы из страны. Может быть лучший выход сейчас, пока рубль ещё имеет стоимость выше бумаги, пойти и… всё прогулять?

Рубль уходит в пике - катастрофа нацвалюты не близко, а очень близко
© Свободная пресса

Курс доллара растёт. К гадалке не ходи, что в дальнейшем американская валюта - так и продолжит себя вести. Она всегда так делает, чего нельзя сказать про наш рубль. Невольно вспомнишь про советский «деревянный», который, по крайней мере, по определению не тонул. А сейчас у нас часто одна государева рука не знает, что делает другая, никаких врагов не надо, свои всё угробят.

Как прогнозирует инвесткомпания «Ренессанс капитал», рубль может упасть на 20% – с текущего курса 76 рублей за доллар до 91 рубля. Отключат от SWIFT, объявят санкции против должностных лиц России, включая президента, что равносильно разрыву межгосударственных отношений.

Экономист, экс-председатель ВС России Руслан Хасбулатов считает, что наши недруги на Западе - вряд ли будут предпринимать какие-то концентрированные меры, направленные на обрушение рубля, ухудшение положения нашей экономики:

- Скорее всего это пропагандистская компания, с целью повлиять на политические переговоры. Принятие новых санкций, которыми угрожают в американском конгрессе, типа отключения системы всемирных межбанковских финансовых каналов связи SWIFT и прочее - это всё дело сложное, содержащее достаточно много неопределённости для самих американцев. Не думаю, что прямо сейчас будут предприняты такого рода массированные действия. Надо подождать того, чем закончатся российско-американские переговоры.

Я не сторонник мнения, что от американцев - вовсе ничего плохого ожидать не следует. Уже сама интенсификация этих переговоров - свидетельствует о заинтересованности обеих сторон, хотя они порой завершаются без видимых результатов. Но, тем не менее, результат есть – сам процесс втягивания в переговоры обеих стран – это уже неплохо в столь серьезной международной обстановке.

«СП»: - Но иногда наши дипломаты делают непродуманные заявления и рубль бурно реагирует, падая, дешевея по отношению к евро и доллару. Вот, например, недавно заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков сказал, что-то не то, и рубль - тут же рухнул.

- Деловой климат чувствителен к такого рода высказываниям политиков – такое бывает в периоды опасного состояния в международных отношениях. Здесь ничего удивительного нет - обычное явление в пору неопределенности. Когда международные отношения стабильны, никакие высказывания политиков особенно не влияют на курс валют. А вот в эпоху напряженности - всякое неосторожное высказывание, или наоборот умышленное - находит свое отражение на этих валютных индикаторах.

Вообще же рубль связан с ценами на нефть. Раньше говорили «деревянный рубль», это догматическое представление, сейчас у нас уже давно рубль нефтяной. Золотовалютные запасы в стране очень серьезные, почти семьсот миллиардов долларов. Правда, периодически звучат высказывания, что мы «освобождаемся от долларов». Мне они кажутся смехотворными, ведь мы - как никогда зависим от доллара, так же как и от нефти. Мы как ни одна другая страна тесно связаны с мировой экономикой, переплетены с ней, задействованы в финансово-экономические процессы. Утверждения некоторых экспертов про «отказ от доллара» – только вводят в заблуждение.

Как в остальном мире будут обстоять дела – от этого зависит и состояние нашей экономики. За двадцать лет мы так и не сумели сделать свою, относительно независимую экономику. Да и не старались сделать, только одни слова, а дел не было…

В результате и рубль, и российские фондовые индексы менее чем за неделю дважды рухнули. Поговаривают, что риск дефолта России вырос до максимума с начала пандемии. Поневоле вспомнишь, как в 1998 году девальвация рубля закончилась дефолтом. После распада СССР в 1991 году государство искало и не всегда находило способы справиться с дефицитом бюджета.

А в 2014 году рубль упал по отношению к доллару более чем на сорок процентов. Российская валюта тогда ослабла из-за войны на Украине, западных санкций и падения цен на нефть. Снижение уровня жизни с тех пор не прекращалось, этот уровень сократился более чем на десять процентов. А сейчас у нас непрекращающаяся пандемия и всё дорожает.

Председатель Союза потребителей Петр Шелищ уверен, что к концу года потребительские цены вырастут более чем на двадцать процентов:

- Обновляются многие договоры поставки и ретейлеры переписывают ценники, после чего цены на время замирают. Цены не изменились только на одно наименование товара - холодную воду, на 80 же выросли. Лидерами роста остаются продовольственные товары: из 43 их наименований цены выросли на 39. Среди непродовольственных товаров и услуг цены выросли на 41 наименование.

Всё это означает, что реальные доходы пенсионеров, пенсии которых обещают проиндексировать на 8,6 %, сократятся, а семьям с одним работающим, получающим среднюю для своего региона зарплату - станет ещё труднее прокормить даже двух иждивенцев, не говоря уже о большем их количестве. Так что в перспективе следует ожидать снижения рождаемости и ухудшения физического и ментального здоровья подрастающих поколений, продолжающегося роста закредитованности низко- и средне-доходных групп населения и роста рисков цунами неплатежей заемщиков.

«СП»: - Как противостоять этим неприятным трендам?

- Точно не демонстрацией органами власти веры, что с ценами у нас не хуже, чем в других развитых странах, оснований для их быстрого роста нет, так что скоро всё наладится.

Во-первых, у нас хуже – даже при сравнении наших официальных данных с США, где инфляция в прошлом году достигла рекордных значений, в связи с раздачей населению огромных по нашим меркам сумм бюджетных средств, не обеспеченных соответствующим приростом потребительских благ.

Во-вторых, на Западе доля расходов на питание в доходах семей, как правило, не превышает 15 %, а у нас - втрое выше, и это в среднем. А у бедных - практически всё уходит на самую скромную еду, проезд в транспорте, услуги ЖКХ и самое необходимое для детей.

В-третьих, помимо общемировых факторов инфляцию в России подстегивает низкий уровень конкуренции производителей. Но это проблема на годы, если не на десятилетия.

СП: - Но ведь кушать хочется каждый день. Как помочь нуждающимся, и в первую очередь детям, причем самым срочным образом?

- Замороженная в правительстве программа продовольственных субсидий на приобретение отечественных продуктов с помощью специальных социальных карт, предложенная Минпромторгом еще в 2014 году, должна быть немедленно реанимирована. Необходимые для неё средства - по моей оценке, около 200 млрд руб. в расчете на год - должны быть изысканы в федеральном бюджете и выделены, в первую очередь, получателям жилищных субсидий и пособий по безработице. То есть тем, чья нужда уже признана государством. Это предельно сократит время на подготовку и затраты на администрирование федеральной программы продовольственных субсидий…

С точки зрения населения падение курса валюты — это довольно неприятный процесс. Снижаются реальные доходы населения, уровень жизни. Мы попали в болото стагнации, из которого некоторые не хотят, а некоторые не могут вылезти. Хорошо говорить: «Не кладите яйца в одну корзину», в том смысле, что надо прикупить долларов с евро, а что-то в недвижимость вложить или в акции. Тогда изменения курсов валют - не смогут сильно напрягать. А что делать, если все яйца уже съели?