Рост цен на авиационное топливо внушает тревогу

Готовясь к летнему сезону, на который возлагаются большие надежды, авиакомпании по всеми миру внимательно следят за двумя факторами: развитием эпидемиологической ситуации и ростом цен на керосин. Последние бьют рекорды. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), к концу прошлой недели цены на керосин подросли на 2,6% по сравнению с предыдущей неделей, до 105,7 долл. за баррель. За 12 месяцев рост составил невероятные 77,8%. По оценкам IATA, средняя цена на керосин в 2022 году составит 102,2 долл. за баррель, таким образом, отрасль заплатит за топливо 65 млрд долл. За последние несколько дней «вести с полей» в отчетах европейских лоукост-перевозчиков внушают оптимизм относительно динамики спроса на авиаперевозки в этом году. Но с учетом того, что топливная составляющая в операционных расходах авиакомпаний достигает порядка 25%, стабильный рост цен на керосин внушает серьезную озабоченность. И в среднесрочной перспективе и в ближайшие годы, расходы, связанные с поддержанием стабильного топливного обеспечения будут приобретать все больший вес в балансе авиаперевозчиков. Сокращение возможностей европейской системы торговли квотами на выбросы парниковых газов и вредных веществ (ЕТS) и увеличение доли дорогостоящих экологичных видов топлива из возобновляемых источников (SAF-топливо) приведут к дальнейшей эскалации расходов. Но сейчас все сосредоточены на динамике цен на нефть. Так, авиакомпания easyJet отмечает в последнем квартальном отчете, что хеджировала около 60% от потребного объема топлива на 2022 год по фиксированной цене 504 долл. за тонну, при цене на 26 января 840 долл. за тонну. Ryanair отчиталась, что хеджировала практически весь необходимый запас керосина до конца IV квартала фискального 2022 года (заканчивается 31 марта), 80% на первое и 70% на второе полугодие 2023 фискального года. В Wizz Air доложили, что расходы на топливо для венгерского лоукост-перевозчика выросли на 263,3% до 204 млн евро в III квартале фискального 2022 года (закончился в конце 2021 года), по сравнению с 56,2 млн евро за тот же период годом ранее. При этом операционная составляющая выросла на 188%, а 22,9% — это рост цен на топливо, сообщили в компании. Средняя цена за тонну топлива для Wizz Air в указанный период составила 718,1 долл. – вдвое дороже, чем в тот же период годом ранее (358,9 долл.). Цены на топливо в этом году остаются одним из главных факторов неопределенности и предметом забот руководителей авиакомпаний, подтвердил генеральный директор IATA Вилли Уолш во время недавнего пресс-брифинга. Это справедливо и для России. В своем недавнем аналитическом комментарии рейтинговое агентство АКРА отметило, что помимо увеличения всех статей операционных расходов у авиапредприятий (из-за роста инфляции), по расходам на топливо наблюдается еще более неблагоприятная для перевозчиков динамика. Индекс цен топлива для реактивных двигателей в резервуарах ТЗК аэропортов Московского авиационного узла (МАУ), рассчитываемый Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Биржей (СПбМТСБ), сейчас примерно на треть превышает средний показатель 2019 года. С учетом этого АКРА полагает, что восстановление рентабельности российских авиакомпаний в сегменте пассажирских авиаперевозок до уровня, наблюдавшегося до начала пандемии, возможно не ранее 2025 года. Динамика индекса цен топлива для реактивных двигателей в резервуарах ТЗК аэропортов МАУ Источник: АКРА по данным СПбМТСБ

Рост цен на авиационное топливо внушает тревогу
© Aeroo.ru