Тенденции развития рынка органоминеральных и органических удобрений в России
Сущность и классификация органических и органоминеральных удобрений
Органические удобрения содержат:
органические вещества растительного и животного происхождения (навоз, птичий помет, компосты и пр.); геологические образования растительного происхождения (торф, торфотуф и т.д.); донные отложения континентальных водоемов (сапропель или ил); отходы промышленности и коммунального хозяйства (опилки, жмых, костра, мездра, жом, барда, осадки сточных вод и т.д.).
Органоминеральные удобрения – смесь органических удобрений и минералов.
Классификация органических и органоминеральных удобрений
По форме выпуска:
жидкие; твердые (гранулированные)
По источнику:
растительное происхождение; животное происхождение.
По применению:
зерновые и зернобобовые культуры; овощи, фрукты; домашнее цветоводство.
Тенденции мирового рынка органических и органоминеральных удобрений
Коронавирусная пандемия изменила отношение многих к органическим продуктам. Все больше потребителей заботятся о своем здоровье и отдают предпочтение более качественным и безопасным продуктам питания. Особенно высок интерес к экологически-чистым продуктам у молодых людей поколения «миллениалов», т.е. тех, кто родился в этом тысячелетии.
По предварительным оценкам, мировой рынок органических продуктов питания составляет 221 млрд долл., а рынок органических удобрений в 2021 году достиг отметки 10 млрд долл. Ожидается, что в США к 2026 году его объем может составить 16,1 млрд долл. при среднегодовом приросте в 10%.
Европейский рынок является крупнейшим, благодаря продвигаемой «зеленой повестке», развитию органического земледелия и увеличению спроса на экологически-чистые продукты. Мировой объем сельскохозяйственных угодий, обрабатываемых органическими удобрениями, насчитывает около 72 млн га, из которых 56% находится в Европе.
Лидерство в мире по площади органического земледелия принадлежит Австралии. На втором и третьем месте – Аргентина и Испания, соответственно.
Чувствуя растущий спрос на органические удобрения, гиганты рынка переключили свое внимание на расширение производства органических удобрений, чтобы извлечь выгоду из растущего неудовлетворенного спроса со стороны потребителей.
Целевые субсидии, рыночные инвестиции, расширение мощностей и поддержка исследований в области органического сельского хозяйства являются ключевыми инициативами правительства, которые, вероятно, будут способствовать продажам органических удобрений в ближайшие годы.
Краткая характеристика российского рынка органических и органоминеральных удобрений
Объем производства органических удобрений в России в 2021 году оценивается ориентировочно в 227 млн долл. США, или 75,3 млн т. в натуральном выражении.
Рис. 1. Динамика производства органических и минеральных удобрений в РФ в 2018-2021 гг.
Емкость рынка органических и органоминеральных удобрений РФ в 2021 году достигла 153,9 млн тонн.
Рис. 2. Баланс органических и органоминеральных удобрений в РФ за 2018-2021 гг.
Тенденции развития производства органических удобрений в России
С начала 90-х годов прошлого века объемы производства органических удобрений снизились более чем в 5 раз, с 389,5 млн тонн до 75,3 в 2021-м. Однако изменилась структура производства, используется меньше простых удобрений (компостов, навоза).
Все больше производителей ориентируются на выпуск современных видов органических удобрений: торфа, вермикомпоста, вермикулита, агроперлита и пр. В стране работают 105 производителей (из которых 90 сертифицированы), обрабатывающих около 300 тыс. га в производстве органической продукции.
Высокий рост мировых и внутренних цен на минеральные удобрения повысил спрос на органические.
Особенности российского рынка органических и органоминеральных удобрений
Нормативная база органического земледелия сейчас формируется. Только в 2020 вступил в силу закон об органической продукции, который должен привести российский рынок органики к международным стандартам и послужит стимулом для развития производства органических удобрений.
Создан единый государственный реестр производителей органической продукции, который ведет Минсельхоз России.
В России начинает формироваться тенденция на органическое животноводство, что повышает потребность в органических удобрениях для выращивания кормов.
Избыточное регулирование отходов животноводства территориально отдаляет ферму от растениеводческих хозяйств. Поэтому высокую долю затрат российских производителей органических удобрений формируют транспортные расходы.
Проблемы развития отечественного рынка органических и органоминеральных удобрений
Недостаточность господдержки производителей органики
Государство субсидирует часть расходов на приобретение аграриями минеральных удобрений, но всего 15 регионов России приняли свои программы поддержки органического сектора и только 5 из них выделяют финансы.
Низкая осведомленность о преимуществах органики
Большинство российских аграриев не имеют представления о механизмах сертификации, маркировки, испытывают проблемы со сбытом органической продукции, что объясняет их приверженность традиционной химизации.
Высокие цены на выращиваемую органику
Высокие коммерческие издержки на сбыт органической продукции, дороговизна эффективных гумусных и органоминеральных удобрений, приводят к существенной разнице в ценах органики и традиционных продуктов.
Внешняя торговля
Отечественные производственные мощности не удовлетворяют возросшему после введения механизмов госрегулирования спросу. На удовлетворение потребностей производителей органики в 2021 году была перенаправлена часть экспортных поставок, а импорт органических и органоминеральных удобрений вырос на 55,6%.
Рис. 3. Импорт органических и органоминеральных удобрений в 2018-2021 гг.
Рис. 4. Структура импорта органических и органоминеральных удобрений в 2021 году по странам, в %
Рис. 5. Экспорт органических и органоминеральных удобрений в 2018-2021 гг.
Рис. 6. Структура экспорта органических и органоминеральных удобрений в 2021 году по странам, в %
Перспективы развития отечественного рынка органических и органоминеральных удобрений
Развитие юридической базы, сертификации и стандартизации в сфере регулирования производства и реализации органической продукции, уже в ближайшие три года повысит количество участников рынка, как минимум вдвое. Выход на рынок новых участников, увеличение площадей под органическим земледелием будет служить основным драйвером развития отечественного рынка минеральных удобрений.
Дополнительный стимул рынку органических удобрений может придать исключение навоза и помета из перечня отходов при использовании в качестве сырья для удобрений.
На фоне глобального изменения пищевых предпочтений в России потребление органической продукции (салатов, овощей и органического белка) возрастет кратно – более чем в 3 раза в перспективе уже в ближайшие 10 лет, что также кратно повысит спрос на органические и органоминеральные удобрения.
Возросшая в России популярность компактных гидропонных установок и комнатных систем – климатических камер, в которых и выращивают микрозелень, витграсс, лук, салаты и овощи, потребует расширения ассортимента органических удобрений для розницы.
Принятие на федеральном уровне правительственной программы развития производства органических продуктов и активизация государственного и банковского финансирования позволят мультиплицировать эффект реализации программы на производителей органических и органоминеральных удобрений.
Елена Горшкова,
материал подготовлен совместно с АКГ "ДЕЛОВОЙ ПРОФИЛЬ"
Фото – pixabay.com