«Вопрос безопасности»: как в России будет проходить национализация иностранных компаний

Иностранные компании массово объявляют о приостановке своей деятельности в России из-за ситуации на Украине. В случае если они решат полностью уйти с российского рынка, их активы могут перейти в собственность государства. Возможна ли в нашей стране национализация, к чему она приведет и последуют ли за ней новые санкции, — в материале «Вечерней Москвы».

«Вопрос безопасности»: как в России будет проходить национализация иностранных компаний
© Вечерняя Москва

Перечень компаний и схема национализации

Организация «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) подготовила список из 59 зарубежных компаний, которые могут национализировать из-за того, что они объявили о прекращении работы в России. Документ направлен в правительство и Генеральную прокуратуру.

По данным СМИ, среди упомянутых в списке компаний — McDonald's, IKEA, Volkswagen, Apple, Microsoft, IBM, Shell, Porsche, Toyota, H&M и другие. В перспективе перечень таких компаний может пополниться, к работе над ним могут привлечь Минпромторг, Роспотребнадзор и правоохранительные органы.

— Безусловно, список является открытым. Как только появляются компании, которые заявляют об уходе без предоставления гарантий российским потребителям, они туда вносятся. Соответственно, в их отношении будут применяться административные, уголовные и судебные процедуры, — заявил глава ОПИ Иван Павлов.

Он также добавил, что попадание компании в указанный список означает реализацию следующих рисков: национализация имущества, введение внешнего управления, а также арест счетов и активов.

«Никакой катастрофы»: IT-специалисты рассказали, чем заменить Microsoft

С предложением национализировать иностранные компании, участвующие в «санкционной войне» с нашей страной, ранее выступила «Единая Россия» (ЕР). Секретарь генсовета партии Андрей Турчак назвал эту меру крайней, подчеркнув, что она может потребоваться для защиты граждан. Позже правительственная комиссия по законодательной деятельности одобрила предложенный ЕР механизм национализации, он состоит из следующих положений:

решением суда можно вводить внешнее управление компанией, которой более чем на 25 процентов владеют иностранные лица недружественных государств, в случае если такая компания объявила о прекращении деятельности в России;

собственник в течение пяти дней может отказаться от внешнего управления, пообещав возобновить деятельность или продав долю при условии сохранения бизнеса и работников;

в случае если собственник не согласится на такие условия, то суд на три месяца назначит временную администрацию; затем старая организация будет ликвидирована, а акции новой выставят на торги;

новый собственник будет обязан сохранить не менее двух третей трудового коллектива, и не менее года продолжать деятельность старой организации.

Зачем нужна национализация?

В разговоре с «ВМ» заместитель заведующего кафедрой труда и социальной политики РАНХиГС доктор экономических наук Александр Щербаков назвал общий смысл предложенной схемы национализации конструктивным. По его словам, активы и средства производства должны принимать активное участие в экономике страны:

— Если этого не происходит, то нужно найти какой-нибудь способ, чтобы они не выпадали из нее. Так что меры принимать нужно.

При этом эксперт подчеркивает: необходимо объяснить собственнику, что потенциальная национализация — вынужденная мера. Наиболее этичный подход предполагает принятие во внимание мнения собственника и минимализацию его финансовых потерь.

«Период переосмысления»: эксперты оценили вероятность дефолта в России

Кроме того, процедура должна иметь прозрачную и понятную правовую основу, отмечает Щербаков.

Главный экономист консалтинговой компании «ПФ Капитал» Евгений Надоршин также полагает, что важно наладить диалог с собственниками предприятий. Он отметил, что для эффективной «манипуляции активами» лучше всего заручиться поддержкой его собственника. Он пояснил, что национализацию можно оформить например, через аренду, продажу местному партнеру.

— В этом случае компания, которая уйдет из России, все же сама продолжит поставлять необходимые для деятельности предприятия сырье и материалы, — рассказал собеседник «ВМ».

А экономист, предприниматель, кандидат экономических наук, глава Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич считает подобную меру необходимой. В беседе с «ВМ» он заявил, что компании, отказавшиеся работать в нашей стране, «занимаются вредительством», а национализация — вполне разумное средство решения этой проблемы.

— Конечно, государство должно забрать их активы и сразу же их использовать. Логистические цепочки, производственные мощности, склады, помещения — все это немедленно должно использоваться, потому что это занятость сотен тысяч людей. К тому же это доступ товаров к потребителю. Так что подобная мера — вопрос национальной безопасности, — сказал эксперт.

Может ли национализация навредить

Как полагает Евгений Надоршин, процесс национализации, если на него все же решатся, при любых обстоятельствах пройдет болезненно. В некоторых случаях актив предприятия может стать «неработоспособным» без собственника.

Другой точки зрения придерживается Александр Щербаков. По его мнению, простаивающий и «брошенный» актив нужно как-то использовать, возможности собственника при этом никакой роли уже не играют. Налаживание альтернативных способов хозяйствования — задача для новых управленцев.

Страсти по ретейлу: ждать ли перебоев с поставками продуктов в сетевые магазины

С этой позицией согласен Андрей Бунич. Предприниматель обратил внимание на то, что во многих случаях проблем с сырьем не возникнет, а простой потребитель и вовсе не заметит изменения собственника того или иного предприятия. Это связано с тем, что ряд иностранных компаний владеют отечественными брендами, которые полностью производятся в России. Например, PepsiCo принадлежат «Чудо», «Домик в деревне», «Веселый молочник» и другие; Coca-Cola производит соки «Добрый» и «Моя семья».

Бунич также считает, что российские предприниматели, в руки которых перейдут зарубежные активы, смогут наладить и поставки сырья:

— Сырье могут поставлять по другим каналам. Они, разумеется, скорректируются. Возможны поставки через Китай или другие третьи страны. Но вновь отмечу: многие компании, скорее всего, вообще никуда не уйдут и передадут активы своим партнерам.

Последуют ли за национализацией новые санкции

Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки уже заявила, что власти США примут меры, если Москва начнет национализировать имущество иностранных компаний, покинувших российский рынок.

Эксперты считают, что даже если санкции последуют, то дополнительный отъем или заморозка российских активов особой роли не сыграет.

— Сейчас это уже не имеет принципиального значения. Россия в случае новых мер может заблокировать не биржевые активы иностранцев, — предположил Бунич.

Щербаков подчеркивает, что взаимная блокировка активов нанесет меньший ущерб нашей стране, чем Западу:

— Не думаю, что у российских собственников есть какие-то существенные активы на Западе. А даже если они и есть, то это не идет ни в какое сравнение по своей величине и объемам с теми активами, которые есть у иностранцев на территории России.

Около 200 зарубежных компаний внесли коррективы в порядок своей работы в России. Одни из них приостановили развитие, другие — покинули страну, а третьи — изменили механизм действия. В СМИ появляется множество недостоверных данных о приостановке деятельности зарубежных компаний в РФ. Услугами каких из них россияне продолжат пользоваться, — читайте в материале «ВМ».