Доллар – всё! Вопрос только в сроках

Денежные знаки с портретами отцов-основателей США могут потерять статус главной мировой валюты и превратиться в фантики. Причиной станет высокая инфляция, антироссийские санкции и ситуация на рынках. Об этом заявил экономист, профессор Технического университета Дортмунда Хенрик Мюллер, написавший колонку для Spiegel.

Доллар – всё! Вопрос только в сроках
© Свободная пресса

Российские экономисты также считают, что доллар обречён. Но причину видят именно в политике ФРС США, которая спровоцировала и тяжёлую геополитическую ситуацию в мире, и принимаемые в этой связи с этим скандальные политические решения.

– В США много лет на полную мощь работает печатный станок, – напоминает доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов. – Они просто обесценили доллар. Другое дело, это обесценивание пока не видно, потому что львиная доля свеженапечатанных купюр уходит на финансовые рынки, и там надуваются пузыри. Но рано или поздно пузыри полопаются, и останется от них одна жижица. По срокам – предсказать не берусь, но он измеряется не годами, а месяцами.

«СП»: – Геополитическая ситуация может повлиять на этот процесс?

– Могут быть конъюнктурные колебания, и доллар в свете спецоперации на Украине может укрепиться, но – временно. Все события в мире, не только связанные с Украиной, показывают, что хаос нарастает, в том числе, и в американской экономике. США пытаются контролировать хаос за счёт печатания новых денег.

«СП»: – Как обойтись без мировой валюты?

– Скорее всего, в ход пойдет золото и бартер. Россия последние два года вывозила всё свое добытое золото в Англию. Между тем, надо было и собственное золото придерживать, и получаемую от различных сделок валюту конвертировать в «жёлтый металл». Китайцы, замечу, именно так и делают.

Президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич так же разделяет мнение, что политические конфликты в разных точках мира являются следствием кризиса американской финансовой системы, которая пытается выжить любой ценой.

– Когда в 2008 году разразился финансовый кризис, были приняты беспрецедентные решения о расширении финансирования сначала ФРС, затем всеми остальными банками Запада. Все программы рыночного смягчения означали безудержную накачку деньгами и поддержание стоимости активов. И прежде бывали случаи, когда во время кризиса быстро выделялось финансирование, чтобы предотвратить острую фазу, но не в таких масштабах. Естественно ожидалось, что, когда ситуация стабилизируется, эта политика будет свёрнута. Но этого не произошло.

Баланс ФРС увеличился к 2020 году в пять раз по сравнению с 2008 годом, хотя с 2017-го должен был сокращаться. Но и этим не кончилось! Когда началась пандемия, баланс ФРС увеличили еще в два раза за один месяц, что повлияло на западные индексы. В результате пузыри надулись по всем рынкам.

Так что события на Украине стали следствием столкновение виртуального финансового мира с реальным миром материальных ценностей, ресурсов, производственных факторов и торговых процессов. Рано или поздно это должно было произойти, потому что мы должны были либо отдать собственные ресурсы этому виртуальному миру, либо за свои права побороться. На равных играть по условиям виртуального финансового рынка, когда наша доля в финансовом рынке мира – всего 0,5%, при нашей доле ВВП 3%, – мы не могли, потому что не имели бы возможности генерировать финансовые бумаги в такой системе. И Россия стала единственной страной, выступившей против неё…

Замечу, что сырьё (углеводороды, зерновые и т.д.) стало дорожать именно потому, что необеспеченных денег много, а сырья – мало. Если бы Россия позволила, Запад его бы просто-напросто отобрал, и оно бы стоило намного дешевле. А у наших западных «партнёров» не было бы никаких проблем. Теперь же не только доллар под вопросом, но и евро, фунт, иена.

Сейчас другие страны будут задумываться, как им выстроить новые торговые и финансовые отношения, строить производственные процессы. Будет новая финансовая система. И у меня есть уверенность, что в этой системе РФ станет играть важную роль – если будет правильно повести дело, вокруг России образуются новые цепочки. А дальше будет видно, что из этого будет получаться.

Сейчас трудно прогнозировать, но, на мой взгляд, для нас не имеет никакого значения курс доллара относительно к рублю. Мы будем покупать товары на юани, турецкие лиры, и продавать ресурсы по новым схемам.

«СП»: – В какой мере антироссийские санкции сыграли против доллара?

– Изъятие валютных резервов у России работает на то, чтобы все думали, как создать справедливую систему, в которой никто не мог бы изъять чужие средства. По факту, американцы забрали лишь свои фантики, но при этом потеряли контроль над реальным производством, которое находится у нас. Кроме того, другие страны – Китай, Индия, даже некоторые союзники, такие как Южная Корея и Япония, глядя на действия США задумаются и будут выстраивать новые схемы. А вот для нас доллар - уже «всё», и нечего это обсуждать.

У нас уже нет отношений с долларовой системой, и я, скажу, слава богу, что они закончились! И не надо сейчас торговаться за золотовалютные резервы – забрали так забрали. Чем дольше мы будем барахтаться в долларовой системе, которая является банкротом, тем нам же хуже. По сути, мы заплатили довольно небольшую плату, чтобы из неё выбраться. У нас есть огромный потенциал. Мы можем выстроить сильную экономику.