о ситуации на энергетических рынках Европы

«Сама по себе формулировка «курс на снижение» тоже, в принципе, символична. Потому как на сегодняшний день этот «курс» уже по факту действительно приводит к «снижению»: снижению роста европейских экономик и уровня жизни населения. А растут в Европе сейчас только цены, причём уже не только на энергоносители. Что европейские потребители хорошо видят собственными глазами и на заправках, и при получении счетов за свет и тепло: энергетическая составляющая есть во всём, во всех товарах массового спроса, и это тоже как-то довольно глупо не понимать».

Наблюдая за некоторыми телодвижениями нынешней волны европейских политиков, уже даже и не знаешь порой, смеяться или плакать по былому уж если не величию Старого континента, так хотя бы его былому прославленному здравомыслию.

Просто в качестве примера: выступая 19 марта перед радиослушателями германской общенациональной общественной радиостанции Deutschlandfunk, зелёный немецкий вице-канцлер и министр по делам экономики и защиты климата ФРГ Роберт Хабек собрался, кажется, наконец, с остатками тевтонского духа и решительно заявил о возможных проблемах с газоснабжением Германии следующей зимой. Простите, но это нужно обязательно цитировать дословно: «Если к следующей зиме мы не получим больше газа или если будут прерваны поставки из России, то у нас будет недостаточно газа, чтобы обогреть все дома или держать на плаву всю промышленность» (с).

Скажите, какая неожиданность.

Что тут можно сказать, прогресс всё-таки очевиден: ещё две недели назад, 3 марта, тот же зелёный вице-канцлер на таком же хорошем немецком языке утверждал, что газовый экспорт из России должен быть в обязательном порядке замещён. Ибо, понятное дело, Украина дороже, да и вот вообще. В текущее время этот «вопрос уже прорабатывается», утверждал тогда тем же самым ртом вице-канцлер. И обязательно будет разрешён в самые кратчайшие сроки. Теперь, судя по искромётному выступлению перед аудиторией Deutschlandfunk, в данном вопросе Роберт Хабек уже довольно изрядно продвинулся.

Не будем ему мешать.

Благо, от него всё равно тут мало что зависит, в какую бы сторону он ни двигался.

Особенно если учесть, что курс на снижение «энергозависимости» от России декларирует не только Германия. Международное энергетическое агентство даже опубликовало «план десяти шагов» с рекомендациями, как этот курс выдерживать. Самый потешный из которых — это отказ от долгосрочных контрактов с «Газпромом», благодаря которым европейские энергетические рынки хоть как-то ещё дышат. Окончательный переход на «спотовые цены» и ценообразование по нидерландскому хабу TTF и торговле фьючерсами на лондонской бирже ICE просто и спокойно убил бы европейскую экономику ещё прошлой зимой.

Но и остальные «шаги»-рецепты также вызывают ничуть не меньшее восхищение: одно новое ускоренное строительство ветряков и солнечных станций по всей Европе чего стоит — после недавних катастрофических сбоев. И разумеется, многое об уровне квалификации и ангажированности специалистов данного агентства говорит: ёжики плакали, кололись, но продолжали любить кактус. Даже не догадываясь, что от этого противоестественного союза не стоит ждать не только хоть какого-то удовольствия, но и хотя бы потомства — это не только больно, но и бессмысленно, и как-то очень странно этого не понимать, даже если ты патентованный зелёный.

Сейчас попробуем пояснить.

Тут в минувшую среду Душан Баятович, генеральный директор «Сербиягаза», заявил, что Сербия очень рассчитывает на цену от $600 до $850 за 1 тыс. куб. м газа по новому долгосрочному соглашению с Россией, рассчитанному на десять лет поставок вперёд. При этом глава «Сербиягаза» дополнительно разъяснил, что договорная цена будет «состоять из нефтяной формулы и рыночной стоимости». То есть там будет всё ровно согласно рекомендациям Еврокомиссии, тут Белград по-прежнему привержен, как бы сказали украинцы, «европейскому шляху», и не будем его за это осуждать.

Нам интереснее другое: тут, судя по всему, мы можем, чисто по аналогии, увидеть благоприятный ценовой коридор и для других европейских стран: от $600 до $850 за 1 тыс. кубов в горизонте на ближайшие десять лет.

И это, поверьте, очень оптимистический вариант.

А теперь внимание: данные цифры взялись, разумеется, не с потолка — это своеобразные красные линии для европейских экономик, в том числе для экономик ведущих европейских стран. После преодоления которых произойдёт своеобразная «цепная реакция», делающая процессы неуправляемыми. И европейская экономика начнёт, извините, тупо схлопываться даже не в самых уязвимых — с точки зрения цены на газ — отраслях.

В критически же зависимых от экспорта русских энергоносителей производствах этот увлекательный процесс идёт уже прямо и непосредственно сейчас: ситуация с производителями удобрений и цианидов в Европе стала уже общим местом, тут даже не нужно ничего выдумывать. Кстати, с цианидами история вышла вообще, что называется, образцово-показательная: как сообщила на прошлой неделе The Financial Times, мировой лидер в этой отрасли (цианиды критически необходимы, например, при работе с драгметаллами, но и не только, разумеется) компания Draslovka остановила производство в Европе из-за резкого роста цен на электроэнергию. Согласно заявлению компании, производство цианида в Европе стало нерентабельным, поскольку цены на газ в регионе в 12 раз выше, чем в США. И давайте вместе попросим зелёного вице-канцлера Роберта Хабека назвать бенефициаров этой, в общем, реальной драмы: ну хотя бы на их месторасположение пальцем показать.

Хотя не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, что главные конкуренты европейских производителей отчего-то располагаются на территории именно США.

Вывод тут довольно простой.

Пока российская армия и корпуса Донецкой и Луганской республик разматывают нацистов на Украине, островные и заокеанские «партнёры» ещё более успешно прямо и непосредственно сейчас и фактически на наших с вами глазах разматывают конкурентные для них экономики Старого континента.

Причём нацисты сопротивляются нашим войскам куда отчаяннее, потому что разматывание экономик континента производится шаловливыми ручонками самих европейских элит.

Ну это же очевидно: даже если бы вице-канцлер Хабек сумел, допустим, стать красноречивее американцев, которым арабы уже отказали, и сумел убедить руководство Катара и ОАЭ резко увеличить добычу и перенаправить СПГ в Европу, то Европе бы от этого лучше всё равно не стало.

Пока у них там, насколько я понимаю, всё ограничилось позитивными декларациями, но тут не в этом проблема. Вряд ли этот газ, даже при самых удачных раскладах, стал бы дешевле русского трубопроводного — это не политический и даже не финансовый, это чисто технический вопрос, который Германия получает почти по той же формуле, что и Сербия. И германской промышленности при любых обстоятельствах вряд ли бы стало от этих, пусть даже самых удачных, договорённостей хорошо.

Да и арабы вряд ли бы выиграли, если б самостоятельно выпилились с премиальных рынков Юго-Восточной Азии и перенаправили свой СПГ в Европу. Где их на реальных рынках, в общем, не очень-то особо и ждут: как раз по причине цены, которая в любом случае будет разрушительной для европейской промышленности. При этом на рынках ЮВА их место тут же бы весьма охотно заняли американцы — именно они бы тут были главными бенефициарами — и всё более уверенно заявляющий о себе и на этих рынках российский СПГ. Таким образом, получается, что в этих командировках Хабек пытается не «отстоять позиции Европы».

А просто ещё раз «двигает» интересы своего старшего атлантического партнёра. Как и вообще при реализации навязываемого сейчас Европе «курса на снижение зависимости», надо честно сказать.

Кстати.

Сама по себе формулировка «курс на снижение», тоже, в принципе, символична.

Потому как на сегодняшний день этот «курс» уже по факту действительно приводит к «снижению»: снижению роста европейских экономик и уровня жизни населения. А растут в Европе сейчас только цены, причём уже не только на энергоносители. Что европейские потребители хорошо видят собственными глазами и на заправках, и при получении счетов за свет и тепло: энергетическая составляющая есть во всём, во всех товарах массового спроса, и это тоже как-то довольно глупо не понимать.

А ещё этот «курс на снижение зависимости от России», со всей очевидностью, как и на Украине, кстати, приводит европейские элиты ко всё большей зависимости от своих «заокеанских партнёров». И не только экономической, кстати: просто рассчитывать на поддержку собственного населения при таком раскручивании — своими собственными руками! — спирали реального кризиса довольно, скажем так, опрометчиво.

А значит, для самосохранения им нужен внешний, а не внутренний источник власти. И даже предельно трусливые и не сильно компетентные нынешние европейские элиты уж этого-то точно никак не могут не понимать.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.