Маковый бизнес. Откажется ли Афганистан от самого прибыльного "сырья"
В начале апреля правительство талибов в Афганистане (запрещенное в РФ движение "Талибан") запретило выращивать мак на всей территории страны. Если урожай найдут, его уничтожат, а нарушителям грозит наказание по законам шариата. Указ, изданный 3 апреля, также запрещает употребление, продажу, передачу, покупку, ввоз и вывоз вина, героина и других "одурманивающих" веществ.
Это решение коснулось многих афганских фермеров, для которых мак — один из последних способов выжить в условиях тяжелейшего гуманитарного и экономического кризиса. Однако взять ситуацию с наркотиками под контроль от талибов требовало международное сообщество. Это один из наиболее острых вопросов, наряду с доступом девочек к образованию и соблюдением прав человека, который мешает легитимизации радикалов. Нынешний запрет может вызвать серьезное противодействие со стороны все более беднеющего населения и даже в рядах самих талибов.
Первые по наркотикам
По данным ООН за 2019 год, на долю Афганистана приходится более 80% мировых поставок опиума, что делает страну главным наркопроизводителем планеты. Опиум же, помимо прочего, составляет порядка 6–11% ее ВВП.
Почти 80% героина, произведенного из афганского опиума, попадает в Европу через Среднюю Азию и Пакистан. Каналы сбыта также налажены в России и Китае. Немалая часть наркотиков оказывается в Иране, где, по данным исследований со ссылкой на ВОЗ, один из самых высоких в мире показателей опиумной зависимости. Несмотря на усиленные пограничные патрули, афганским контрабандистам удается регулярно поставлять наркотики в Исламскую Республику и другие соседние страны.
Проблема с опиумной зависимостью есть и в самом Афганистане. Один из стихийных лагерей наркопотребителей находится вокруг моста Пули-Сухта прямо в Кабуле. По данным радикалов, число наркозависимых в Афганистане составляет 3,5 млн человек, или около 9% от 39-миллионного афганского населения.
Когда талибы отбили столицу у американцев в 2021 году, они официально заявляли, что были "опечалены" масштабами наркомании в стране.
Тогда же талибы формально и запретили добычу опиума. Однако первое время это правило не касалось непосредственно маковых полей. Нынешнее же распоряжение появилось, как раз когда в отдельных регионах страны начался сезон весенней жатвы. Нередко фермеры, которые выращивают другие культуры, все равно выделяют на своих полях небольшие участки под мак. Его легче продать, да и стоит он дороже.
Маковый урожай может какое-то время храниться собранным, тем самым стимулируя цены и повышая спрос. По информации источников агентства Reuters, цены на мак в Афганистане уже взлетели более чем в два раза только на фоне слухов о введении запрета. Это означает, что и цена героина на черных рынках также устремится вверх.
Очередная попытка
Еще во времена своего первого захвата власти в 1990 году талибы уже принимали некоторые полумеры по запрету мака. Последняя попытка пришлась на 2000 год, незадолго до американского вторжения. Однако после начала войны мак стал для боевиков одним из способов финансирования сопротивления. Именно поэтому в последние 20 лет талибы облагали налогом всех маковых фермеров, которые разводили растение на подконтрольных боевикам территориях.
По данным ООН, в период с 2018 по 2019 год талибы заработали более $400 млн на одной только наркоторговле. При этом сами они отвергают эти утверждения.
"Как получилось так, что его (опиум — прим. ТАСС) экспортировали по всему миру, когда они (силы под руководством США — прим. ТАСС) полностью контролировали Афганистан", — заявил заместитель премьер-министра Абдул Салам Ханафи.
Пришедшие в страну НАТО и США тоже боролись с маком. Местным фермерам предлагали финансовую поддержку, чтобы те заменяли мак на пшеницу, шафран или другие культуры. Военные распыляли над маковыми полями ядовитые химикаты, а также наносили удары по складам и нарколабораториям. Согласно отчету SIGAR за 2018 год, с 2002 по 2017 год Соединенные Штаты потратили около $8,6 млрд на в целом безуспешные усилия по борьбе с наркопроизводством.
По информации ООН, в 2017 году площадь афганских земель, засаженных маком, достигла рекордного уровня и составила более 300 тыс. гектаров. Это в пять раз больше, чем было в середине 1990-х годов. Затем цифра постепенно снижалась, но в 2020 году площадь земель в Афганистане, используемых для культивирования опиумного мака, вновь увеличилась на 37% по сравнению с предыдущим годом.
Средняя урожайность, по данным ООН, составляет 28–45 кг с гектара, при этом средняя цена на сырой опиум в период сбора урожая — около $52 за килограмм (потом цена может вырасти и вдвое, и втрое).
Удар по фермерам
Запрет талибов на культивацию мака появился как раз тогда, когда афганская экономика находится в свободном падении. Международные резервы страны заморожены, множество людей осталось без работы. Ситуацию усугубляет сильная засуха. Лишившись международной финансовой поддержки, талибы могут рассчитывать только на помощь гуманитарных организаций. Масштабы кризиса побудили ООН запросить в январе $4,4 млрд помощи Афганистану, поскольку 23 млн афганцев оказались на грани голода. Очень скоро более 90% жителей страны рискуют столкнуться с нехваткой еды и товаров первой необходимости.
Мак является основным источником дохода для миллионов мелких фермеров и поденных рабочих, которые могут зарабатывать на сборе и добыче опиума до $300 в месяц. Речь идет о целой индустрии, землевладельцы сдают в аренду поля, кто-то продает семена. В отдельных случаях предоплату за урожай можно получить даже до его созревания.
По информации Reuters, талибы ожидают серьезного сопротивления от противников такого решения даже внутри самой группировки. Пока трудно представить, что именно фермерам предложат выращивать взамен. Для высадки альтернативных культур потребуются немалые деньги, а заработок от такого бизнеса будет невысоким. Вряд ли находящаяся под санкциями страна, лишенная всякой инфраструктуры, сможет сбывать свой урожай за границу.
Зато решение о запрете культивации мака поддержали в Вашингтоне. Так, временный поверенный в делах США в Афганистане Ян Маккери написал в Twitter, что считает указ талибов позитивным шагом.
"Запрет производства наркотиков в Афганистане — это первый позитивный шаг, но ключевое значение будет иметь правоприменение. Наличие здорового и законного сельскохозяйственного сектора поможет экономике Афганистана и в конечном счете афганскому народу", — указал Ян Маккери.
В полях или на бумаге
Однако именно к правоприменению и возникают основные вопросы. Власти эмирата лишают последнего заработка миллионы людей. Деньги теряют не только простые рабочие и фермеры, но и многие представители группировки, которые десятилетиями получали прибыль от наркотрафика. Однако для них эта ситуация может быть даже выгодна. Из-за официального запрета мака в Афганистане цены на наркотик продолжат расти, что позволит сбывать его по новым и более выгодным тарифам. Пойдут ли талибы в этих условиях на реальный запрет?
Еще в прошлом году, когда талибы объявили о борьбе с героином, американская исследовательница Гретхен Питерс, автор книги "Семена террора: как героин финансирует "Талибан" и "Аль-Каиду" (запрещено в РФ), выражала мнение, что предыдущая борьба талибов с маком была скорее тактической.
"Это была уловка, потому что у них уже было много запасов. Они заработали огромную сумму денег, когда цена из-за запрета подскочила в десять раз", — приводит ее слова South China Morning Post. "Афганистан не может выжить без опиума. Это одновременно и убивает страну, и сохраняет жизнь огромному количеству людей", — заявила Питерс.
Однако в этот раз ситуация может быть совсем другой, как и мотивация самих талибов. Они больше не ведут тяжелую войну с иностранной державой и вынуждены думать о благополучии Афганистана в долгосрочной перспективе.
По некоторым сообщениям СМИ, талибы взяли на себя обязательства перед Китаем по сокращению торговли наркотиками, так как Пекин намерен вовлечь Кабул в свою инициативу "Один пояс, один путь". Некоторые из железнодорожных маршрутов, которые предполагает этот проект, как раз будут проходить через регионы (провинции Гильменд и Кандагар), занятые маковыми полями. Реальные перспективы иностранных инвестиций могут заставить талибов бороться с наркотиками всерьез, хотя скорее всего эта война может продлиться даже дольше, чем война с американцами.
Редакция не поддерживает употребление алкоголя, табака и наркотиков.