Затерявшиеся в Euroclear миллиарды евро. Могут ли россияне доказать, что санкции на них не распространяются?

Россияне до сих пор не могут получить выплаты по своим евробондам и прочим ценным бумагам из-за того, что деньги зависли в международном депозитарии Euroclear, который обслуживает более половины европейского рынка акций и облигаций. В Сети — противоречивые данные о том, можно ли доказать что-то Euroclear в частном порядке.

Затерявшиеся в Euroclear миллиарды евро. Могут ли россияне доказать, что санкции на них не распространяются?
© BFM.RU

Масштаб проблемы впечатляет. В Euroclear застряли 23 млрд евро — именно столько россияне не смогли получить только по итогам первого квартала. Речь идет явно об очень большом числе людей, которые не обладают яхтами и виллами и сбережения которых можно оценить в несколько миллионов рублей.

Введенные ограничения запрещают Euroclear переводить деньги тем, кто находится под санкциями. Но сам Euroclear работает с российским Национальным расчетным депозитарием и говорит о том, что не может перечислить ему деньги, потому что не знает, к кому они попадут в дальнейшем. А вдруг в том числе тому, кто под санкциями? Получается, что в отношении российских инвесторов действует своего рода презумпция виновности. Некоторые СМИ пишут, что держатель евробондов может доказать Euroclear, что лично он ни в каких санкционных списках не состоит. В анонимных телеграм-каналах публикуют опровержения: «Зарубежный депозитарий не проводит операции по счету НРД, даже если раскрыть ему всю цепочку хранения и бенефициара бумаг». Основатель ИК «Фридом Финанс» Тимур Турлов вынужден согласиться с последним утверждением:

Тимур Турлов основатель ИК «Фридом Финанс» «Единственный, кто может что-то требовать от Euroclear, судиться с Euroclear, раскрывать что-то Euroclear, — это НРД, который в дальнейшем опрашивает своих клиентов, потому что заблокирован именно счет НРД в Euroclear. У самого инвестора нет никаких инструментов. НРД на самом деле крайне озабочен этим. Как мне кажется, они делают все что могут сейчас. Но пока это не увенчалось никакими успехами».

Технически инструмент личного «обеления» перед Euroclear все-таки есть. Это форма МТ 599. Если ее заполнить, инвестор подтверждает, что такой-то перевод с такого-то на такой-то счет не является операцией, прямо или косвенно нарушающей санкций США, Великобритании и ЕС. Однако эта форма хоть и доступна на сайте НРД, но тоже неэффективна, указывает руководитель аналитического центра Санкт-Петербургской биржи Павел Пахомов:

Павел Пахомов руководитель аналитического центра Санкт-Петербургской биржи «Она упирается в то, что Euroclear сейчас эту форму для россиян не рассматривает. Поскольку это политическое решение, это надо решать не отдельно взятому инвестору и даже не отдельно взятой организации — потому что мы со своей стороны пытаемся делать, и НРД, естественно, тоже пытается, — скорее, это надо выходить на более высокий уровень. Наверное, и Euroclear в этом плане, я так подозреваю, зависимый. Вполне возможно, что как только махнут флажком, они сразу скажут: «Да, ребят, все хорошо».

Но пока, к сожалению для российских инвесторов, машут там другими флагами.