Эксперты рассказали, каких сюрпризов ждать от юаня

Незаконная заморозка части российских золотовалютных резервов, размещенных в западных банках, подорвали доверие к доллару и заставили страны искать более надежные варианты защиты своих авуаров от обесценивания. Все чаще выбор склоняется в пользу юаня, который благодаря многолетней позитивной динамике экономики КНР становится все более значимым средством платежа. Хватит ли у него сил стать свободно конвертируемым и серьезно потеснить доллар, выясняла «Парламентская газета».

Эксперты рассказали, каких сюрпризов ждать от юаня
© Парламентская газета

Несмотря на позитивную динамику второй по величине экономики мира и присутствие юаня в корзине МВФ, китайская валюта пока не стала мировой резервной для центральных или коммерческих банков в качестве обеспечения и гарантий импортных операций, выполнения долговых обязательств и обязательств по капитальным операциям. Об этом в интервью «Парламентской газете» заявил президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов.

«Вместе с тем юань — это торгуемая валюта. А к тому же все больше обретает значение в двусторонних расчетах. В том числе с Россией, так как товарооборот между нашими странами с каждым годом растет. Сегодня юань и рубль становятся двумя равноправными валютами в расчетах между двумя государствами. Российские коммерческие банки открыли счета в китайских банках, и все больше китайских банков имеют счета в российских», — отметил эксперт.

А в связи с последними событиями — заморозкой российских резервов и потерей доверия к доллару — юань имеет еще большую перспективу для усиления. Ведь если кто-то ведет себя не по-рыночному, то это сигнал для всех участников рынка пересмотреть лимиты на этого контрагента, заметил Мамонтов.

Активное использование юаня в международных транзакциях подтвердил «Парламентской газете» и профессор финансов Российской экономической школы Олег Шибанов.

«Рост расчетов в юане в системе SWIFT виден все последние годы. Хотя сейчас доля примерно 2,5%, но она будет увеличиваться с развитием финансовых рынков и свопов с Народным Банком Китая», — пояснил эксперт нашему изданию.

Валютный своп между центральными банками — это инструмент, который дает возможность каждой из сторон получить доступ к ликвидности в валюте другой страны, минуя необходимость ее приобретения на валютных рынках. Напомним, в 2014 году Банк России и Народный банк Китая подписали соглашение о свопе в национальных валютах — для развития двусторонней торговли и взаимных инвестиций между странами. Объем своп-линии составляет 150 миллиардов юаней.

А поскольку оборот между Россией и Китаем не просто растет, но диверсифицируется юань мог бы эффективно выполнять роль расчетной единицы, считает Алексей Мамонтов. По его словам, имеются резервы для сбалансированного торгового оборота и соответственно нет необходимости в больших свопах.

Полностью статью читайте в 12:00 на сайте «Парламентской газеты».