Эксперты: решение ОПЕК+ ускорить рост добычи нефти вряд ли сильно повлияет на рынок

МОСКВА, 3 июня. /ТАСС/. Страны ОПЕК+ на встрече 2 июня приняли решение увеличить добычу нефти в июле-августе на 648 тыс. баррелей в сутки (б/с) ежемесячно вместо 400-432 тыс. б/с, которых альянс придерживался с августа 2020 года. Вице-премьер РФ Александр Новак пояснял, что более высокие темпы наращивания добычи обусловлены прогнозируемым летним ростом спроса на нефть на фоне восстановления мировой экономики после коронавируса. Однако опрошенные ТАСС эксперты считают, что решение ОПЕК+ стоит рассматривать больше как символический шаг, и вряд ли оно сможет оказать заметное влияние на рынок.

Эксперты: решение ОПЕК+ ускорить рост добычи нефти вряд ли сильно повлияет на рынок
© ТАСС

"Решение ОПЕК+ по увеличению добычи пока выглядит скорее как символический шаг, так как организация заявляет своей целью сглаживание дисбалансов на рынке", - полагает аналитик норвежской консалтинговой компании Rystad Energy Виктор Курилов. По его словам, введение частичного эмбарго ЕС в отношении поставок российского нефти может привести к дополнительному сокращению добычи в России еще на 1-1,5 млн б/с к осени, в то время как рост спроса на нефть летом будет значительным с учетом сезонных факторов и смягчения ограничительных мер, введенных из-за коронавируса.

Такого же мнения придерживается и аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Эксперт подчеркивает, что дополнительное увеличение темпов роста добычи странами ОПЕК + на июль-август составляет около 200 тыс. б/с, и такие объемы не меняют ситуацию на рынке. "Это, скорее, наверное, ответ на то, что Китай выходит из локдаунов, которые там были очень жесткие", - отмечает он.

Руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников также считает, что дополнительные 200 тыс. б/с на рынке не могут существенно повлиять на стоимость нефти. Действительно, Brent накануне слабо отреагировала на решение ОПЕК+, подорожав на 0,5% - до уровня чуть выше $117 за баррель. При этом сильнее нефтяные котировки выросли на данных о снижении недельных запасов нефти в США (рост стоимости нефти составил 1,14%).

Что делать с Россией?

Особый интерес к последнему заседанию ОПЕК+ подогревала информация, появившаяся в западных изданиях буквально в преддверии встречи альянса. Так, газета The Wall Street Journal со ссылкой на неназванных делегатов ОПЕК писала, что некоторые страны - участницы организации рассматривают возможность приостановки участия в России в соглашении ОПЕК + на фоне согласования Евросоюзом частичного эмбарго на импорт российской нефти. А агентство Reuters со ссылкой на источники в делегациях стран ОПЕК+ утверждало, что альянс может согласовать за счет более сильного увеличения добычи другими странами компенсацию российской квоты, поскольку добычи нефти в России снизилась на фоне введенных антироссийских санкций.

Однако ни одно из этих предположений пока не подтвердилось. Источник ТАСС в ОПЕК сообщал, что вопрос об исключении России из сделки ОПЕК+ не обсуждался ни во время заседания мониторингового комитета, ни во время министерской встречи альянса. В то же время, как следует из графика добычи нефти странами альянса на июль, Россия, как и в предыдущие месяцы, может наращивать производство на одном уровне с Саудовской Аравией - на 170 тыс. б/с, до 10,833 млн б/с.

Говоря о том, могут ли страны ОПЕК+ на следующей встрече 30 июня поднять вопрос о перераспределении российской квоты, Курилов из Rystad Energy оценивает такую вероятность как очень низкую. "ОПЕК не прибегал к таким мерам в случае с Венесуэлой и Ираном. А кейс России еще более сложный с точки зрения замещения поставок", - подчеркивает эксперт.

При этом Полищук из Райффайзенбанка допускает такой сценарий, поскольку политика ОПЕК+ предполагает увеличение производства для балансировки рынка, если в России будет резко падать добыча нефти. По мнению эксперта, существенное дополнительное предложение нефти может предоставить Саудовская Аравия.

С такой точкой зрения соглашается и Мельников. Согласно данным, приведенным экспертом, Саудовская Аравия может увеличить свою текущую добычу в пределах 1 млн б/с, чтобы не допустить критичного повышения цен на нефть для потребителей в Азии до уровня выше $130 за баррель. Однако Мельников предостерегает, что для России подобный сценарий может быть не только экономически, но и политически опасным. Эксперт полагает, что это может привести к распаду сделки ОПЕК+, поскольку возможности России бороться за долю мирового рынка нефти пока ограничены санкциями. "Для РФ было бы крайне важно не допускать такого сценария", - подчеркивает он.

Есть ли будущее у соглашения ОПЕК+?

В итоговом коммюнике, опубликованном на сайте ОПЕК по итогам встречи ОПЕК+, поясняется, что более сильное увеличение объемов добычи нефти в июле-августе будет достигнуто за счет перераспределения на эти месяцы сентябрьской квоты на рост добычи в объеме 432 тыс. б/с. Так, условия соглашения ОПЕК+ могут быть формально выполнены в августе, когда страны альянса, согласно графику, полностью уберут введенные в начале пандемии коронавируса ограничения на добычу.

Как отмечает Мельников, пока уровень добычи нефти странами ОПЕК+ отстает от графика на 2,4 млн б/с от плана, потому что некоторые страны не полностью выбирают свои квоты. Эксперт считает, что это отставание вряд ли сократится значительным образом за июль-август, и страны ОПЕК+ не выйдут на доковидные показатели добычи. "Поскольку быстро нарастить добычу могут сейчас только Саудовская Аравия и ОАЭ, именно от них зависит сохранение сделки ОПЕК +. По нашему мнению, более вероятно, что координация продолжится, размер квот для всех стран будет немного увеличен, но реально добычу будут повышать только Саудовская Аравия и ОАЭ медленным темпом. Это позволит Эр-Рияду отбиваться от давления со стороны США в недостаточном снабжении мирового рынка и при этом поддерживать высокие цены", - подчеркивает Мельников.

В свою очередь Курилов считает, что ситуация с продлением сделки ОПЕК+ остается неясной, многое зависит от позиции, которую в итоге займет Саудовская Аравия. "Сейчас королевство получает огромные возможности для управления рынком и для продвижения своих позиций во внешней политике. По-видимому, многое будет зависеть от поездки президента Байдена на Ближний Восток в июле", - резюмирует эксперт.