Войти в почту

«Боржоми» раздора: как спасают легендарный бренд?

В кризис есть место для благотворительности. Российская «Альфа-Групп» объявила, что дарит пакет акций грузинского «Боржоми» правительству республики. Но рабочие завода все равно бастуют. Почему? Рассказал корреспондент «МИР 24» в Тбилиси Михаил Робакидзе.

«Боржоми» раздора: как спасают легендарный бренд?
© Мир24

Служебный автобус завода «Боржоми», бастующие сотрудники не выпускают с предприятия своих коллег – тех, кто остался у конвейера, называют предателями.

«Администрация специально старается расколоть коллектив. Кого-то запугивают, чтобы они работали в цехах, идут на провокации. Даже хотят привезти людей с других населенных пунктов», – сказал участник акции Георгий Диасамидзе.

Бастуют почти 600 человек – треть коллектива, на треть задействованы и мощности завода. Счета предприятия заблокированы с апреля. Под антироссийские санкции попал бизнесмен Михаил Фридман, в руках которого 60% акций управляющей компании «IDS Borjomi». Этот пакет в ближайшие дни может перейти к грузинскому правительству.

«Переговоры с владельцами компании практически завершены и остаются лишь юридические детали. Таким образом, пакет в 100 миллионов долларов сделает государство ведущим акционером. Это даст возможность снять санкционный блок», – заявил премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили.

Протесты сотрудников «Боржоми» подхватили и шахтеры, у них претензии к условиям труда и зарплате. Денег не хватает даже на продукты. Только за полгода цены в супермаркетах выросли на 40%. Бутылка «Боржоми» подорожала вдвое. Вслед за едой выросли цены на бензин и коммунальные платежи.

«В Грузии минимальную зарплату в 20 лари установили в 1999 году, то есть в прошлом веке. Вы представляете, она в десять раз меньше прожиточного минимума. Поэтому работодатель фактически превращается в рабовладельца», – возмутилась активистка Нино Цуладзе.

Тбилисский рынок как лакмусовая бумага состояния экономики. На установленную еще правительством Эдуарда Шеварднадзе минимальную зарплату можно купить килограмм помидоров, столько же огурцов и пару пучков зелени.

Недовольны и студенты. Им не хватает денег на съемное жилье. Свободных мест в университетском общежитии нет.

«В университете тысячи студентов из регионов. Мы не можем снять в Тбилиси квартиры на месяц ради экзаменов», – сказал студент Гага Курдадзе.

В правящей партии «Грузинская мечта» серию протестов связывают с оппозиций. Мол, сторонники Михаила Саакашвили накаляют ситуацию. Лидер в тюрьме, единомышленники на передовой. Все это накануне судьбоносного для страны решения, в Тбилиси ждут ответа из Брюсселя о получении Грузией кандидатского статуса на вхождение в ЕС.

«Мы не попрошайничаем и не просим незаслуженно. Я об этом уже говорил и в Брюсселе, и в Давосе, и в Братиславе. Просто у нас много врагов – прежде всего внутренних», – сказал Ираклий Гарибашвили.

Соратники Мишико обвиняют власть, ведь в стране дорожает бензин, дешевеет национальная валюта, инвестиций все меньше. А главное – «Грузинская мечта» захлопнула форточку в Европу: не присоединилась к антироссийским санкциям, не выпустила их лидера из тюрьмы и не поддержала ЛГБТ-активистов, уже какой год требующих проведения гей-парада.

«Нынешняя власть, которая управляется олигархом Иванишвили, делает все, чтобы лишить грузинский народ исторического шанса вернуться в состав европейской семьи. Но мы этого не допустим. Иванишвили должен попасть под санкции, а эта власть лишиться полномочий», – отметила депутат парламента от оппозиции Саломе Самадашвили.

Досталось даже президенту. Саломе Зурабишвили, которая за неделю побывала в нескольких европейских столицах и встречалась с коллегами, ультранационалисты обвинили в поддержке ЛГБТ-сообщества, а власти – в поддержке оппозиции. Поводом послужило это заявление.

«Я хотела посетить еще и Францию, чтобы в канун приятия важного решения по Грузии пообщаться с политиками. Но, как вижу – в условиях бездействия правительства это уже не имеет значения. Скажу, что ни ради Саакашвили, ни ради Иванишвили, нельзя губить свое будущее – европейский дом», – заявляла Саломе Зурабишвили.

Парижанка, дочь грузинских эмигрантов, покинувших родину после в Грузию большевиков, Зурабишвили во власти оказалась чужой среди чужих. В свое время покинула команду Саакашвили, теперь критикует «Грузинскую мечту». В партии намекнули: терпеть такого не будут и даже готовят иск против президента в Конституционный суд, чтобы тот разъяснил: в парламентской республике первое лицо не она, а премьер-министр. В Грузии президент – это просто символ. Такой же, как горы, зажигательные танцы и «Боржоми».

Кстати, зарплата в компании «Боржоми», если верить данным прошлого года, в пересчете на российские рубли варьируется от восьми с половиной тысяч для стажеров до 55 тысяч, такую сумму получают торговые представители. Средняя зарплата по стране – почти 29 тысяч рублей.