Каким курсом поплывёт рубль?
Теоретическая дискуссия о том, какая национальная валюта нужна России – сильная или слабая – вышла на практический уровень и привела к противостоянию двух госструктур. Минфин собирается «ронять» рубль, Центробанк выступает резко против, так как это может спровоцировать инфляцию. Чьё мнение одержит верх, пока непонятно, но «разброд и шатание в верхах» налицо, и это настораживает. Создаётся впечатление, что Россию сейчас пытаются окончательно пустить по миру.
Прежде чем выслушивать и анализировать позиции наших чиновников, стоит разобраться с этой самой теорией. И с практикой, которая почему-то от неё сильно отличается. Итак, согласно столь популярному в «либералистических» кругах мнению, в стране с успешно развивающейся экономикой национальная валюта должна быть слабой. Логика тут такова: себестоимость – сырьё, зарплаты, аренда, энергоносители – у нас в местных дензнаках, следовательно, чем они меньше стоят по отношению к доллару, тем дешевле товар. В «зелёных». И тем большую прибыль вы получите при его продаже. За границу, разумеется, внутренний рынок не интересен. Прибыль в американской валюте, естественно. Вроде как придраться не к чему. Но это – только на первый взгляд.
Себестоимость полностью в национальной валюте – это миф. Такое было только в СССР. В том же современном Китае – государстве с экспортноориентированной экономикой – за валюту приходится закупать сырьё, энергоносители, современные станки, и не только. Таким образом, наша копеечная себестоимость внезапно становится вполне себе солидной. И чем дешевле юань, тем дороже обходятся Поднебесной привозные товары, влияющие на себестоимость. Именно по этой причине нацбанк КНР поддерживает такой курс, который выгоден и для экспорта, и для импорта.
Посему все вопли про необходимость именно дешёвого рубля – не более чем бредни, причём откровенно вредительские. По типу звучавших в начале 2000-х призывов Бориса Немцова и его коллег резко поднять в РФ цены энергоресурсы. Дескать, это спровоцирует немедленный и бурный экономический рост. Видимо, по типу того, как рост цен на продовольствие должен способствовать улучшению питания населения. В экономике нет никакой своей логики, специальной, отличной от бытовой. Всё точно так же. А те, кто говорит иное, враги народа и никак не иначе.
Откуда же тогда берутся столь «гениальные» идеи? И тут всё очень просто. Положим, некая страна запускает экономические реформы, ориентируясь на такую вот теоретическую базу. Которую активно продвигают различные лауреаты «шнобеловских» премий по экономике и прочие жулики. Реформы проваливаются. Но тут появляются добрые дядюшки-инвесторы, те самые банкиры-космополиты, и всё вроде как идёт на лад. Строятся предприятия, налаживается экспорт, местная валюта крайне дёшева. Итог – разворованное национальное достояние, ограбленное население, гиперинфляция и прочие радости жизни. А иностранные толстосумы считают миллиарды.
Германия – страна с успешной экспортноориентированной экономикой, которая продолжает активно развиваться. Однако там дорогой евро, ранее – не менее дорогая марка. Соседняя Франция – аналогично. Теория пришла в ясное столкновение с практикой.
А теперь посмотрим, что предлагают наши власти. Глава Минфина Антон Силуанов собирается направить «сверхдоходы» от нефти и газа на валютных интервенций с целью стабилизации курса рубля. То есть его ослабления.
«Сейчас иностранная валюта токсична, но мы готовы, чтобы влиять на курс, инвестировать в валюту дружественных стран. И через валюту дружественных стран, через кросс-курсы с долларом и евро, можно будет регулировать стоимость доллара и евро к рублю», – заявил Антон Силуанов.
И посетовал, что падение курса доллара на десять рублей обходится госбюджету в триллион рублей с лишним. Плюс высказал недовольство Центробанком, который не хочет вмешиваться в курсовую политику.
«Плавающий курс рубля позволяет адаптировать экономику к изменившимся условиям, попытки вернуть курс национальной валюты к старым значениям делает его искусственным, что грозит девальвацией», – считает глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. Логично.
Глава Минэкономразвития Максим Решетников, на удивление, тоже против того, чтобы тратить бюджетные деньги на непонятные валютные игрища. По его мнению, это чревато «сжатием» экономики и раскручиванию дефляционной спирали.
Тем не менее, Минфин готов в одиночку «инвестировать» казённые средства в экономики чужих стран, покупая различную иностранную валюту. В экономику своей страны министерство почему-то вкладывать средства не собирается, хотя денег куры не клюют. В смысле валюты. Эти самые «токсичные» доллары и евро уже давно нужно было обратить в станки, заводы «под ключ», иное оборудование и технологии. Проведя таким образом «дезактивацию» этих самых опасных накоплений.
Давление на рубль это бы тоже частично снизило, хотя как раз сейчас нам очень нужна именно сильная национальная валюта. Чтобы её выгодно обменивать на требующееся для реиндустриалиазции оборудование.
Ни о каком развитии экономики Антон Силуанов не сказал ни слова. Промолчал он и о том, что Россия очень сильно зависит от импорта. Не важно, параллельного или перпендикулярного. А подорожавший благодаря его усилиям доллар очень больно ударит по населению, люди лишатся множества товаров, которые в РФ не производятся. Импортозамещение полностью провалилось, это власти уже признали, и сейчас, как несложно догадаться, делается всё возможное, чтобы и реиндустриализация не началась.
Собственно, она и не начинается. Какие-то деньги куда-то распределяются, на что-то осваиваются, но о строительстве каких-либо заводов ничего не слышно. А они нужны. Станкостроительные, машиностроительные, по производству электронных компонентов, и так далее. Да и более простые тоже, всякие разные фабрики по выпуску штанов, маек и трусов, мебельные, посудные, игрушечные и прочие. Ничего ведь своего нет, всё уничтожили! И министры вовсе не собираются это исправлять. В глазах какие-то нолики, цифры, разговоры о прибылях, доходностях. Тогда как народ скоро будет ходить раздетым.
«Когда начались первые пятилетки сразу было введено планирование, планы спускались сверху донизу. От Госплана – в министерства, далее в главки, потом доходило и до отдельных предприятий. Был определённый набор показателей, причём первые несколько десятков были натуральными, никаких стоимостных. Прибыль считали, но это был некий дополнительный параметр, который никогда не являлся самоцелью. Ведь основной экономический закон социализма – это всемерное удовлетворение потребностей людей. Всё было совершенно правильно. До 60-х годов – до реформы Косыгина-Либермана. Тогда ввели понятие прибыли как ключевого показателя и социалистическая экономика получила очень серьёзную трещину», – объясняет доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
Никаких планов построения новой экономики России нет, хотя на что её строить есть. Пока есть. Пока накопленные Минфином доллары и евро ещё не отобрали и пока само министерство не обвалило курс рубля. Или не произошёл ещё какой «казус» вроде описанного выше. Кстати, «инвестиции» казённых средств в экономики других стран ничем не отличаются от действий «олигархов», которые всеми правдами и неправдами выводят из России уворованные у народа деньги.
О потребностях людей никто в верхах даже не заикается, зачем мы вывозим из страны и отдаём откровенным врагам наши природные богатства чиновники не объясняют. Отдаём и всё, типа так надо. Что с этого имеет простой гражданин РФ? Да ничего не имеет! Даже Росстат вынужден признавать, что при нынешних сверхдоходах ((с) А. Силуанов) налицо максимальное с 2015 года снижении реальных зарплат русских людей.
А если Минфин снова обвалит рубль? Спекулянты тут же поднимут цены на все продукты питания, как это было весной, да и всё остальное тоже сильно подорожает. Судя по всему, эта проблема министра не тревожит. Подумаешь, поголодают. А вот указания хозяев нужно выполнять, сие очень важно.