Ваган Керобян: в Армении карта "Мир" используется практически везде

Товарооборот между Россией и Арменией в 2021 году достиг $2,6 млрд. В этом году, несмотря на логистические и финансовые сложности, он продолжает расти и имеет шансы увеличиться в перспективе еще на 50%, считает министр экономики Республики Армения Ваган Керобян. В интервью ТАСС в рамках форума-выставки ИННОПРОМ он рассказал, как страны развивают торговлю в национальных валютах, какие пути развития видит для себя Армения в рамках ЕАЭС и как чувствуют себя русские в Ереване — на отдыхе и с бизнес-миссией.

Ваган Керобян: в Армении карта "Мир" используется практически везде
© ТАСС

— На ИННОПРОМе прошла встреча министров промышленности стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Какие вопросы вы обсуждали и с какими сложностями сейчас сталкивается организация с учетом действующих ограничений?

— На встрече министров промышленности Евразийского экономического союза мы обсуждали вопросы, связанные с работой Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития. Мы полагаем, что эти системы могли бы быть более эффективными и полезными в нынешней ситуации. Поэтому мы решили вместе оценить, как можно извлечь максимум из этих структур, созданных в свое время как раз для интеграции и кооперации. Те коммерческие банки, которые сейчас работают на пространстве ЕАЭС, не способствуют сильным интеграционным процессам. Поэтому мы будем подключать финансовые ресурсы объединения, и осенью в Армении, где мы планируем следующий промышленный совет ЕАЭС, будем утверждать те проекты, которые помогут этим двум евразийским финансовым структурам работать на интеграционные, кооперационные цели.

— Какие приоритеты в рамках ЕАЭС остаются для Армении?

— Мы бы хотели остаться в рамках тех приоритетов, которые были утверждены правительством Армении в прошлом году. Это химия, металлургия, легкая промышленность, фармацевтика, машиностроение и ювелирная промышленность. В этих отраслях мы готовы утвердить хорошие стимуляционные госпрограммы и с нашей стороны финансировать такие проекты для того, чтобы и создать новые возможности в Армении, с одной стороны, и помочь вот в этой новой ситуации нашим стратегическим партнерам.

В целом если говорить про экономику Армении, то еще в начале года, в январе-феврале, экономика росла на 12%. За пять месяцев рост составил 10%. Есть много отрицательных факторов в связи с новой геополитической ситуацией: в первую очередь нас волнуют вопросы продовольственной безопасности и цен на продовольствие. Также есть сложности с экспортом, разрыв логистических цепочек. Еще одна большая проблема — это укрепление армянского драма. Сейчас мы с ЦБ Армении обсуждаем, как должны действовать в этой ситуации.

— В последние несколько месяцев в Армению приехало много россиян. Меняют ли они политический, экономический климат в стране?

— По нашим оценкам, с начала марта в Ереван переехало на долговременное проживание почти 30 тыс. граждан Российской Федерации. Они, конечно же, оказывают влияние на город. Мы ставили перед собой задачу таким людям помочь, сделать их проживание комфортным. Те отклики, которые мы получаем от наших российских друзей, показывают, что им жизнь в Армении нравится, их ничего не беспокоит, значит, мы свою задачу сумели выполнить. Переехав, эти люди открыли счета, создали более чем 1,2 тыс. компаний и ИП. Кроме этого, русские меняют социальный облик страны. Основали экологическое движение или, например, развивают культуру отзывов на сайтах. В Армении особо не любили писать отзывы, и система была скудной. А сейчас запросы сделали эту систему актуальной, отзывы на сайтах стали популярны, и теперь сами армяне с удовольствием ей пользуются.

— Какие юридические нормы действуют для россиян в Армении и будут ли меняться?

— Существует ограничение на проживание на территории Армении без регистрации — срок не более полугода, — но сейчас власти работают над смягчением этого требования. По остальным вопросам Армения — это business-friendly-среда, поэтому наши налоговые и другие органы всячески пытаются помочь бизнесу, а не мешать его работе.

— Армения приняла к обороту российские карты "Мир" и настроила под них свою банковскую инфраструктуру. Но пользователи говорят, что карты принимаются далеко не везде…

— "Не везде" — это очень интересно сказано, потому что объективно карта "Мир" используется практически везде. Если где-то она и не работает, то в 20 метрах точно будет работать. Так что я не вижу такой проблемы, а если бы она была, мы бы ее решили.

— Как сейчас организованы финансовые потоки между странами с учетом тех ограничений, которые есть у России? Видите ли вы возможности для использования национальных валют в расчетах?

— Еще в прошлом году примерно 40% экспортных контрактов оформлялись в российских рублях. В той ситуации, в которой мы оказались сейчас, когда торговля в долларах практически невозможна, мы с нашими коллегами из России — с Российским экспортным центром, Минпромторгом, Минэкономразвития — разрабатываем схему, при которой торговля будет осуществляться не только в рублях, но и в армянских драмах. Уже на прошлой неделе на Московской бирже начали торговать новыми валютами, в том числе и драмами. Это еще больше подстегнет торговлю в национальных валютах. И это хорошо, поскольку применение третьих валют всегда формирует издержки, отражающиеся в конечном счете на цене товара. А сейчас цена — это особенно важно, с учетом стремительно растущей инфляции.

Что касается возможностей для работы с российскими компаниями: армянская банковская система полностью соответствует санкционным требованиям, но при этом мы не отказываем компаниям в работе в Армении. Мы всегда стараемся найти удовлетворяющее всех решение — естественно, не создавая никаких санкционных угроз. Как итог, уже больше 70 тыс. счетов российских граждан открыто в армянских банках.

Сотрудничество не прекращается — мы это видим, и, конечно же, делаем все со своей стороны, чтобы все новые компании, которые открыты в Армении, смогли как можно легче интегрироваться в нашу экономическую систему.

— Каким, по вашему мнению, мы увидим товарооборот к концу этого года между Россией и Арменией и сохранится ли тенденция к импорту из России энергоресурсов?

— Самые большие проблемы, с которыми столкнулись экспортеры обеих стран, связаны конечно с логистикой. Как вы знаете, огромные очереди из грузовиков до сих пор остаются на российско-грузинской границе, пропускном пункте Верхний Ларс (Армения и Россия не имеют общей сухопутной границы, и товары проходят через территорию Грузии). Там стоит больше тысячи армянских грузовиков, и они десять дней проезжают отрезок дороги, которая должна отнимать не более пяти часов времени. Это одна из сложностей. Но, несмотря на это, мы сохраняем товарооборот между странами высоким и видим потенциал к его росту. Даже по итогам этих шести месяцев у нас будет рост товарооборота где-то на 30–35%, полагаю, а в реальном выражении товарооборот вырастет где-то на 20%.

— Несмотря на логистические проблемы?

— Да. Мы сейчас решаем эти вопросы, и правительство РФ уже приняло решения, которые позволят, по нашим оценкам, на 30% увеличить пропускную способность на границе. И правительство Армении приняло решение субсидировать регулярное паромное сообщение между портами Поти (Грузия) и Кавказ, которое позволит связать железнодорожные сетки обеих стран. Дальше мы думаем об усилении грузового авиасообщения. Я думаю, что если это все мы успешно сделаем, то можно будет ожидать где-то 50-процентного роста товарооборота между нашими двумя странами. Это, кстати, тоже не исчерпывание существующего потенциала. Если вместо импортозамещения каждой страны в отдельности мы с помощью стран ЕАЭС будем усиливать импортозамещение совместно, мы добьемся роста промпроизводства в каждой из стран.

— Как меняется номенклатура товаров, импортируемых Россией из Армении?

— Мы видим, что наши поставщики наращивают экспорт текстильных товаров в Россию (рост на 260%) и продуктов. Тем не менее сальдо торгового баланса все еще на стороне России. Я предполагаю, что к концу года наши объемы выравняются. Наращивать импорт в Россию мы будем за счет промышленной продукции: электроники, ювелирных изделий, стройматериалов.

— Ереван — одна из ключевых туристических локаций для россиян. Сохраняется ли популярность направления?

— Россияне могут путешествовать в Армению без загранпаспортов, это существенное преимущество и возможность для нас. Открыты прямые рейсы более чем с десятью российскими городами — это очень сильно помогает в развитии туризма. Я знаю, что в мае этого года в Армению приехало 50 тыс. российских туристов, что для мая рекорд. Я думаю, что Армения, как гостеприимная страна, будет делать все для того, чтобы российские туристы себя чувствовали очень хорошо. Мы сейчас в туризме акцентируем четыре направления: природа, активный отдых, культура и гастротуризм. Эти четыре направления у нас сейчас бурно развиваются, так что найти для себя что-то в нашей стране может каждый.