Частный рекламный оператор получит право менять архитектурный облик городов. В чем опасность его появления

В России в ближайшее время может быть создан единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений. Соответствующий законопроект опубликован в информационной системе Госдумы. Цель законопроекта — «защита национальных интересов Российской Федерации», говорится в пояснительной записке к документу. Но эксперты отмечают, что в случае принятия законопроекта новый оператор получит неограниченные полномочия, что приведет к непоправим последствиям для всего рекламного рынка России. В чем опасность появления единого оператора, выясняла «Лента.ру».

Частный рекламный оператор получит право менять архитектурный облик городов. В чем опасность его появления
© Lenta.ru

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе"» (далее — законопроект) предусматривает «установление особого режима распространения цифровой наружной рекламы и установки цифровых рекламных конструкций, а также размещения электронных объявлений физических лиц». Для этого будет создан «Единый оператор цифровых рекламных конструкций и объявлений». Такой оператор, по мнению авторов документа, нужен, чтобы «обеспечить равные условия распространения цифровой рекламы, нивелировать последствия ограничительных мер в отношении Российской Федерации со стороны недружественных иностранных государств и их объединений и защитить национальные интересы Российской Федерации в связи с рисками распространения недостоверной информации (…), в том числе в результате кибератак и (или) хулиганских действий».

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Неограниченные полномочия

В случае принятия законопроекта будет выбрана частная коммерческая компания, которая получит эксклюзивное право на формирование схемы цифровых рекламных конструкций и размещение цифровых рекламных конструкций во всех регионах РФ сроком от 30 лет, указывают эксперты. Прочие операторы должны участвовать в торгах за право на установку рекламных конструкций на срок не более 10 лет. Единый оператор может также размещать рекламные конструкции на объектах культурного наследия без ограничений, установленных законодательством.

При этом никаких разрешений от местных муниципалитетов не потребуется, а компания получит эксклюзивное право размещения рекламы только через свое программное обеспечение на всех рекламных конструкциях, принадлежащих другим операторам рекламы, выигравшим ранее эти права на торгах. «Установка и эксплуатация цифровой рекламной конструкции возможна только при условии использования информационного ресурса размещения информации на цифровых рекламных конструкциях и электронных досках объявлений, который создается и эксплуатируется единым оператором цифровых рекламных конструкций и объявлений», — говорится в законопроекте. Таким образом, единый оператор наделяется, по сути, неограниченными полномочиями на размещение рекламных конструкций на земле и транспорте, снаружи и внутри зданий и метро, принадлежащих органам государственной власти разного уровня. Причем он вправе взимать с пользователей плату за любые оказанные услуги с использованием своего программного обеспечения, а ее размер законом не ограничен.

Единый оператор также будет отвечать и за все объявления частных лиц, которые размещаются не в целях осуществления предпринимательской деятельности. Такие объявления можно будет публиковать тоже только через специальный информационный ресурс, отвечать за который будет единый оператор рекламных цифровых конструкций. Все остальные сервисы, которые публикуют в интернете частные объявления физических лиц, должны будут прекратить свою деятельность.

Тяжелые последствия

Все опрошенные «Лентой.ру» эксперты и участники рынка в один голос говорят о том, что принятие данного законопроекта приведет фактически к уничтожению рынка наружной рекламы России, банкротству нескольких тысяч предприятий малого бизнеса, работающих на этом рынке, увольнению десятков тысяч высококвалифицированных сотрудников и дефициту региональных и местных бюджетов. При этом законопроект никак не способствует заявленной цели — повышению безопасности рекламного контента.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Президент Ассоциации операторов наружной рекламы Санкт-Петербурга Кирилл Опарин считает, что никакой пользы для рынка наружной рекламы законопроект не несет. Более того, необходимость его принятия со ссылкой на обеспечение безопасности рекламного контента сильно преувеличена. «Во-первых, частных объявлений в наружной рекламе не бывает, а за всем рекламным контентом следит Федеральная антимонопольная служба. Соответственно, надзор за отраслью уже существует, — отмечает эксперт. — Более того, взломать один софт гораздо легче, чем сделать это у разных операторов. Да и таких примеров у нас не было». Глава Ассоциации также полагает, что законопроект нарушает антимонопольное законодательство с точки зрения создания единого оператора. Эта компания «сможет ставить конструкции, где хочет, по какой цене хочет, без торгов, на 30 лет, не учитывая ГОСТ, что может влиять на безопасность установки конструкций, — подчеркнул Кирилл Опарин. — С моей точки зрения, это правовой беспредел, поскольку единый оператор получает места на 30 лет и без торгов, а все остальные с торгов. Создаются неравные условия на рынке».

Ничего положительного в законопроекте не видит и глава ООО «Рекламные технологии» («Дизайнмастер») Сергей Селезнев. «В последние годы операторы активно инвестировали в развитие цифровых носителей, и теперь, по сути, бизнес у них заберут, — говорит он. — Что приведет к банкротству операторов. Сначала наступят проблемы с цифровыми конструкциями, потому что появится монополист, который заберет бюджеты, а потом приберут к рукам и статических операторов».

О катастрофичных последствиях говорит и генеральный директор компании «ДРИМ» Игорь Лернер: «Он (законопроект — прим. «Ленты.ру») полностью уничтожит отрасль наружной рекламы, разорив огромное количество представителей малого бизнеса по всей стране — собственников не только самих видеоэкранов, но и владельцев стандартных статических рекламных конструкций». По его словам, собственники видеоэкранов ни при каких обстоятельствах не смогут нормально работать через какую-либо единую систему, так как при этом потеряется вся эффективность и оперативность работы представителей малого бизнеса, особенно если им придется работать на своих собственных видеоэкранах по расценкам, утверждаемым в другом месте.

Также большой урон будет нанесен муниципальным и региональным бюджетам из-за того, что единый оператор сможет размещать свои конструкции без торгов. А в масштабе всей страны законопроект даст, по экспертным оценкам, потери в сумме более 10 миллиардов рублей за ближайшие годы. «Местные бюджеты не только потеряют десятки миллионов рублей ежегодных арендных платежей, не только поступления от торгов и аукционов по рекламным местам, но еще и все налоговые поступления от региональных участников рынка наружной рекламы в связи с волной банкротств и разорений, которая охватит нашу отрасль. Десятки тысяч человек, занятых в нашей отрасли, потеряют работу и источники дохода. Также пострадают и смежные отрасли экономики, — объяснил Игорь Лернер. — При этом ввиду отсутствия какой-либо конкуренции произойдет значительный рост расценок на размещение наружной рекламы, от чего пострадают федеральные и локальные рекламодатели».

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Потенциальные бенефициары

По замыслу автора законопроекта, единый оператор цифровых рекламных конструкций должен быть выбран в течение месяца, после того как поправки будут приняты, опубликованы и станут законом. Также в документе перечислены критерии, которым должен соответствовать будущий единый оператор, главный из которых серьезно ограничивает круг таких компаний. «Организация или группа компаний, в которую входит организация, является системообразующей организацией российской экономики, осуществляющей деятельность рекламных агентств», — говорится в законопроекте.

«Всего две компании признаны сегодня официально системообразующими предприятиями, — говорит Сергей Селезнев. — Это Russ Outdoor и Gallery. Если закон принимается, то в течение месяца будет выбрана одна из них».

Причем только Russ Outdoor соответствует другому требованию к будущему единому оператору — наличие собственных рекламных цифровых конструкций «на объектах транспортной инфраструктуры, а именно: вокзалы, аэропорты, станции метрополитена и остановки общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, в том числе в городах федерального значения».

Участники рынка обещают решительно добиваться отклонения законопроекта, поскольку, по их мнению, он противоречит интересам не только отрасли, но и всего государства и его граждан.