об угрозах США в адрес Пекина за оказание помощи России

«Нед Прайс говорит о том, что всё это будет стоить Китаю «очень дорого», но при этом он не говорит, сколько именно и в каких единицах он измеряет эту цену — в долларах, в юанях? Или речь вообще идёт о какой-то совершенно другой заоблачной цене — политической, дипломатической, имиджевой, которую никакими долларами-юанями не измеришь? Но об этом Нед Прайс — молчок. Вот так — просто «очень дорого». Пусть каждый понимает, как хочет».

В многолетней войне нервов между США и Китаем произошло очередное сражение. Победителей опять нет — американская коса нашла на китайский камень, на том и разошлись. Однако эта, самая последняя перепалка, в центре которой оказалась Россия, всё же отличается от других не этими знакомыми до боли формулировками, а не вписанным в них скрытым геополитическим контекстом, который меняется у нас на глазах. Вот об этом-то самое время поговорить.

Итак, искрой для вспыхнувшей перепалки стало заявление официального представителя Госдепа США Неда Прайса, предупредившего, что Китай «заплатит очень высокую цену», если будет помогать России обходить американские санкции. По словам американского чиновника, взыскать с Пекина эту неназванную цену США намерены не в одиночку, а вместе с десятками союзников, которых он, впрочем, не назвал.

Как это бывает в таких случаях, Неду Прайсу немедленно ответил официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь, причём сделал это весьма жёстко. Указав на то, что высказывания Неда Прайса сделаны в манере «мирового жандарма», китайский дипломат перевёл мяч на сторону Вашингтона. По его словам, это США стали зачинщиком и главной движущей силой украинского кризиса, в связи с чем им нужно не выкручивать руки другим, а начать столь желанную для них перестройку мира с самих себя.

А именно — всерьёз задуматься о своих ошибочных действиях и перестать использовать украинский вопрос для провоцирования новой холодной войны.

Притом что ничего принципиально нового из этой дипломатической дуэли, казалось бы, мы с вами не узнали, во всей этой истории, если вдуматься, есть любопытные нюансы.

Во-первых, Нед Прайс говорит о том, что всё это будет стоить Китаю «очень дорого», но при этом он не говорит, сколько именно и в каких единицах он измеряет эту цену — в долларах, в юанях? Или речь вообще идёт о какой-то совершенно другой заоблачной цене — политической, дипломатической, имиджевой, которую никакими долларами-юанями не измеришь?

Но об этом Нед Прайс — молчок. Вот так — просто «очень дорого». Пусть каждый понимает, как хочет.

«Нед, так же «очень дорого», как Саудовской Аравии? Тоже будете из Пекина «изгоя» делать?» — задалась сакраментальным вопросом официальный представитель МИД России Мария Захарова. И добавила: «Подумайте дважды, ведь все объявленные Вашингтоном «изгои» становятся только сильнее, а США к ним потом идут на поклон».

Тем не менее главный вопрос о «цене вопроса» для Китая в случае игнорирования им американских санкций и продолжения сотрудничества с Россией так и остался висеть в воздухе.

Добавим, что дотошные американские журналисты не раз и не два пытались буквально клещами вырвать у представителей администрации президента США и, кажется, у самого Джо Байдена, на какие именно карательные меры в отношении Китая будет готов пойти Белый дом, но ответ неизменно был уклончивым. Придёт время — вы всё узнаете. А пока не будем об этом.

Во-вторых, ещё одной загадкой, как и остающийся без ответа вопрос об «очень высокой цене» для Пекина, стал вопрос, о каких «десятках союзников», якобы готовых предъявить Китаю некий коллективный иск вместе с США, собственно, идёт речь.

Да, многие страны как Запада, так и Востока имеют далеко не безоблачные отношения с КНР. Но при этом они все без исключения всё же пытаются найти способ вывести торгово-экономическое сотрудничество с Пекином за скобки этих противоречий.

Идёт ли речь о неурегулированных территориальных спорах со странами Юго-Восточной Азии или о вопросах по Гонконгу, Тибету, правам человека и о других вещах, которые не интересуют Азию, но интересуют Европу.

Примечательное заявление, отражающее такой подход, сделал недавно принимавший в Маниле главу МИД КНР Ван И новый президент Филиппин Фердинанд Маркос — младший.

«Китай не просто наш сосед, но ещё и партнёр и друг. Двусторонняя дружба может и должна продолжать укрепляться. Проблема Южно-Китайского моря не является основной повесткой в двусторонних отношениях, она не должна ограничивать развитие нашего сотрудничества и препятствовать ему», — заявил Фердинанд Маркос — младший. А ведь Филиппины — это один из азиатских союзников США в Индо-Тихоокеанском регионе.

Самое же интересное в напоминающих голос автоответчика дежурных высказываниях Неда Прайса состоит вот в чём. Совсем недавно, на встрече министров иностранных дел «группы двадцати» на индонезийском острове Бали, его шеф, госсекретарь США Энтони Блинкен провёл редкую по нынешним суровым временам встречу со своим китайским коллегой Ван И.

Там, на Бали, китайский министр не стал оправдываться и уже заговорил о цене вопроса антикитайской политики для самого Вашингтона. «Многие считают, что у США развивается всё более серьёзная форма синофобии. Если продолжится раздувание подобной «угрозы», американская политика в отношении Китая зайдёт в безвыходный тупик», — заявил Энтони Блинкену Ван И.

«Американская сторона должна прекратить распространять клевету о политической системе нашей страны, перестать очернять внутреннюю и внешнюю политику Китая. США должны немедленно снять повышенные пошлины на китайскую продукцию и отменить односторонние санкции в отношении компаний КНР», — продолжил китайский министр.

Он также предостерёг США от развязывания новой холодной войны, обратившись к Энтони Блинкену с призывом: «Не надо прикрываться правами человека и лозунгами демократии с целью ущемления интересов КНР».

И вот, как видим, все эти предупреждения, сделанные министром Ван И, дали нулевой результат.

В одно ухо влетело, в другое вылетело.

Или китайского министра на Бали Энтони Блинкен вообще не хотел слушать? Как бы то ни было, после всех этих разъяснений главы МИД КНР как ни в чём не бывало вышел Нед Прайс и затянул ту же самую американскую песню о главном.

Песню о некой «очень высокой цене» для Китая, которую ему однажды придётся заплатить.

А теперь откроем страшную тайну.

Всё это блеф, и никакой такой «высокой цены» для Пекина на самом деле не существует. Её даже не знают в Белом доме.

Как и нет того мифического списка из десятков стран, которые якобы готовы будут включиться в некую показательную порку Пекина. Пока она существует в виде навязчивой идеи в размытом сознании президента Байдена.

Так что, если США вдруг рискнут в одиночку пободаться с Китаем, это может влететь им в многомиллиардную копеечку (об этом при случае поговорим отдельно).

Для Америки это будет «очень дорогой Китай».

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.