Минпромторг подтвердил, что сеть H&M собирается продавать свой бизнес в России

Шведская сеть магазинов одежды H&M планирует продать свой бизнес в России. Планы компании подтвердило Министерство промышленности и торговли РФ. «Покупатель может быть и не из России, возможность для захода на рынок могут рассмотреть и игроки из дружественных стран», — цитирует Минпромторг «Интерфакс». В министерстве подчеркнули, что готовы оказать поддержку инвестору — как и всем остальным, принимающим решения о приобретении активов покидающих российский рынок.

Минпромторг подтвердил, что сеть H&M собирается продавать свой бизнес в России
© BFM.RU

В пакет выставленных на продажу активов входят права на аренду около 170 магазинов в 65 городах. Также туда входят распределительный центр площадью около 60 тысяч квадратных метров и запасы товаров на 30 недель оценочной стоимостью 210 млн долларов. Бизнес компании достаточно большой, поэтому его сложно будет продать, считает гендиректор Vector Market Research Дмитрий Чумаков:

Дмитрий Чумаков гендиректор Vector Market Research «Компания, которая вдруг резко получит такой мощный розничный актив, должна будет очень быстро обеспечить магазины необходимым как минимум товаром, я уж не говорю про обучение сотрудников, рекламу, оформление и много других очень важных для розничного бизнеса нюансов. При этом если посмотреть на тех, кто потенциально мог бы быть покупателем такого актива, то у многих из них есть свои магазины в тех же торговых комплексах, где расположены магазины H&M. Покупателей будет, безусловно, крайне немного, вполне вероятно, что компании нужно будет делать какой-то дополнительный дисконт относительно того целевого уровня, по которому она хочет его продать. А наличие товарных запасов на 210 млн — это какой-то запас, но надо четко понимать, что он будет достаточно быстро заканчиваться и его будет необходимо замещать другими товарами. Чисто гипотетически есть несколько компаний, которые могли бы купить, например Ostin, но только в том случае, если эти магазины будут расположены там, где у Оstin еще нет своих магазинов. Поэтому даже имеет смысл продавать компанию, сделав дробление на несколько подразделений, чтобы таким образом покупатели получали именно те площадки, которые им нужны, это позволит в комплексе увеличить стоимость сделки».

Ранее «Коммерсантъ» со ссылкой на свои источники назвал возможным покупателем российских активов H&M петербургскую Melon Fashion Group, в которую входят бренды Love Republic, Zarina и Befree. Но обороты компании не идут в сравнение со шведским гигантом. Также упоминается московский «Спортмастер».

Из дружественных стран эксперты называли торговых операторов из Турции, Индии, Ирана, ОАЭ и других государств. Но непонятно, сколько времени у них уйдет на достижение договоренностей и отладку логистики. Исполнительный директор VSK group Максим Тищенко считает, что одной из главных сложностей будет неузнаваемость бренда:

Максим Тищенко исполнительный директор VSK group «Если рассматривать даже Китай, Индию или Эмираты, то я бы ни одного игрока не назвал по одной простой причине: тут дело даже не столько в обороте, сколько в узнаваемости марки, то есть кто конкретно мог бы в этой же нишевой категории сопоставляться. Если мы говорим про Китай, я бы не назвал ни одной марки сходу, которая смогла бы по уровню или по качеству заменить, хотя мы понимаем, что H&M в том числе в Китае и отшивался. По наполняемости продуктовой линейки там не только одежда, но еще кучу сопутствующих товаров должен ретейлер продавать. Индия — здесь, наверное, все еще хуже, то есть все-таки страна такая немножко колеблющаяся, я ее отнес бы к дружественным, да, они покупают наше сырье, но вот так входить на наш рынок, показывать, что они лояльны совсем-пресовсем, я не думаю, что сейчас индийцы готовы к таким шагам. Возможно, там несколько позже могли бы некоторые крупные мануфактуры, объединившись, прийти на российский рынок. Скорее всего, H&M будет уходить, дробя свои активы. Потери достаточно большие будут у компании: даже распродав все, что она может распродать, то есть товарные остатки, и активы распродав, все равно у них будут существенные потери, по разным оценкам, порядка 150-200 млн долларов».

Об уходе из России H&M объявила 18 июля. Как следует из отчета компании, временное закрытие магазинов в России, Белоруссии и на Украине обошлось H&M во втором квартале в 1,2 млрд рублей. Всего в этих странах закрыта 181 торговая точка.