Bloomberg: ЕС сохраняет зависимость от российских поставок дизеля
ЕС может исключить из антироссийских санкций нефтепродукты в случае дальнейшего ухудшения ситуации с дизелем, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» руководитель Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Юрий Квашнин. Однако такое решение будет вынужденным и не означает отказ от политики рестрикций. У европейцев возникли проблемы с дизелем Дизель стал больным местом антироссийских санкций Информационное агентство Bloomberg сообщает, что в августе 2022 года случится снижение поставок в Евросоюз дизельного топлива из стран бывшего СССР, что усложнит и без того хаотичную картину на европейском топливном рынке. Аналитическая компания Petro-Logistics, занимающаяся морской торговлей нефтью, предполагает, что экспорт сократится на 4%, но если сравнить его с показателями прошлого года, то он вырастет на 8%. Спрос на дизель остается большим. Главным игроком в этой корзине остается Россия, которая также является объектом санкционной политики. В декабре Евросоюз откажется от российской нефти, а в феврале от российских нефтепродуктов, включая важнейшие дизель и мазут. В Petro-Logistics оценивают грузопоток из Приморска (Ленинградская область) в 1,15 млн тонн дизеля в месяц, или в 280 тысяч баррелей в сутки. Проблемой также стал низкий уровень воды на важнейшей для западноевропейских стран водной артерии – реке Рейн, препятствующий поступлению дизеля и других основных товаров на внутренний рынок европейских государств. НПЗ в Шведте работает на российской нефти с трубопровода «Дружба» Еще в ЕС произошло несколько перебоев в работе НПЗ – плановых и незапланированных. Благодаря этому запасы дизеля в Северо-Западной Европе в ноябре сократятся до самого низкого с 2011 года показателя. И это произойдет всего за несколько месяцев до введения запрета на импорт российских нефтепродуктов в ЕС. Агентство подтверждает, что Россия остается главным поставщиком нефтепродуктов на европейский рынок, поэтому ситуация в экономике Старого Света непростая. Запасы дизеля на крупнейшем транспортном узле Амстердам – Роттердам – Антверпен находятся на самом низком сезонном уровне с 2008 года. Все это создает для ЕС серьезные проблемы в среднесрочной перспективе и ставит вопрос, а смогут ли европейцы пережить нефтяные санкции против РФ. Антироссийские санкции бьют по Евросоюзу Нельзя забывать и про деятельность антироссийских энтузиастов внутри ЕС: министр экономики ФРГ Роберт Хабек планирует отключить от поставок с трубопровода «Дружба» нефтеперерабатывающие заводы в Лойне и Шведте, а власти ЕС создают проблемы для импорта через этот маршрут таким странам, как Венгрия, Чехия и Словакия. Если будут остановлены поставки российской нефти в Евросоюз через «Дружбу», то зимой вместе с газовым кризисом в европейской энергетике может разразиться и нефтяной, и вопрос в том, пойдут ли в Брюсселе после этого на уступки по санкциям. Возможны только частные компромиссы «Если мы посмотрим на последние полгода, то увидим, что динамика по санкциям в ЕС носит повышательный характер. Вводятся все новые и новые пакеты ограничений, пусть и сопротивление им также есть», – заключает политолог Юрий Квашнин. Самые сильные санкции против РФ в ЕС уже приняли, но разработка новых санкционных пакетов остается любимым занятием европейской бюрократии. Риторика стала помягче – «тотальную экономическую войну» в духе французского министра Брюно Ле Мэра России больше не объявляют, однако тон на сто процентов недружественный, и это ограничивает возможность для смены политики. «Сопротивление санкциям почти всегда удается преодолевать, после чего принимаются консенсусные решения в рамках разработки новых санкционных механизмов против РФ. Все это ведет к негативным последствиям для европейской экономики – происходит рост цен на топливо и продовольствие, но сейчас конфликт между Москвой и Западом приобрел идеологический характер», – констатирует Квашнин. Экономически санкции бьют по ЕС точно не меньше, чем по России, но идеологически европейцам сложно будет свернуть с этого пути. Такое может случиться только тогда, когда кризис дойдет до крайней точки в виде зимнего дефицита топлива. «Возможны исключения и изъятия из санкций – по нефтяному эмбарго у европейцев уже возникли сложности, уступки по газу. Откаты нельзя исключать, в том числе и по дизелю и нефтепродуктам. Такие решения могут применяться в отношении отдельных стран, которые больше всего пострадают», – резюмирует Квашнин. Есть же пример нефтепровода «Дружба», который вынесли из санкционных ограничений пятого пакета из-за жесткой позиции венгерского руководства. «В целом ситуация в российско-европейских отношениях негативная, а санкционная эскалация будет продолжаться до тех пор, пока не будет найдено решения по украинскому кризису», – заключает Квашнин. Стороны не демонстрируют желания идти на диалог, поэтому энергетические проблемы ЕС продолжат усугубляться. В конце концов, как смогут сработать уступки по санкциям, если Россия откажется их выполнять? Нормальные отношения в энергетике могут работать только на основе диалога, который сегодня отсутствует.