Войти в почту

Железнодорожный транзит в Калининград может прекратиться с сентября

Новая угроза для логистики между Калининградской областью и основной частью России исходит уже не от самого Вильнюса, а от коммерческой компании. С понедельника, 15 августа, банк Шяуляй, обслуживающий транзакции, связанные с оплатой транзита российских грузов через территорию Литвы, объявил о приостановке операций в рублях. Более того, с 1 сентября банк намерен перестать взаимодействовать с российскими юрлицами в любой валюте.

Железнодорожный транзит в Калининград может прекратиться с сентября
© BFM.RU

Как пишет The Baltic Times со ссылкой на главу Шяуляй Витаутаса Синиуса, банк хочет исключить санкционные риски, а для этого власти Литвы должны официально признать расчеты по российскому транзиту «функцией в интересах государства». В отсутствие реакции Вильнюса соответствующие расчеты организация проводить не готова.

Если решение не будет найдено, уже через две недели у калининградского бизнеса снова останется только один путь в Россию — морем. О его трудностях и издержках рассказывает президент Калининградской ассоциации мебельщиков Евгений Перунов:

Евгений Перунов президент Калининградской ассоциации мебельщиков «Многие предприятия сюда завозили, отсюда вывозили автомобильным [путем]. То количество паромов, которое способно перевозить автотранспорт, ничтожно. Сейчас в сентябре встанет еще новый паром, который в Турции делают, накатный, но это никак в общем-то не повлияет на улучшение ситуации. Сейчас с каждым месяцем наращивают постановку паромов контейнерного типа. Но тут очень много подводных камней: не все предприятия работали с контейнерами, есть проблемы с погрузкой-разгрузкой широкоформатных грузов — это сырье, ДСП, МДФ и тяжелые грузы. То есть для этого требуется специальная погрузо-разгрузочная техника. Но и в этой структуре существует очень много дополнительных издержек. Скажем так, по сравнению с наземным транспортом, контейнерные перевозки увеличат для клиента стоимость до трехсот с лишним процентов».

Реакции официального Вильнюса первое время не было, зато высказались отдельные литовские политики — в частности, член Европарламента и экс-глава Минобороны Литвы Юозас Олекас. Как пишет Baltic News Network, евродепутат обвинил литовские власти в том, что они снова перекладывают ответственность на юрлица — во время первой приостановки транзита решение принимали Литовские железные дороги, а теперь коммерческий банк — и из-за этого страна «снова наступает на те же грабли».

Успеет ли Вильнюс отреагировать на запрос Шяуляй до 1 сентября, чтобы грузоперевозки не остановились? Об ожиданиях калининградского бизнеса говорит председатель совета директоров агропромышленного комплекса «Залесье» Андрей Романов:

Андрей Романов председатель совета директоров агропромышленного комплекса «Залесье» «Это важный вопрос, который беспокоит, конечно, всех, кто работает и живет в Калининградской области. Вопрос с транзитом постоянно находится под особым вниманием в последние месяцы. В части Шяуляй-банка, да, он сегодня заявил о приостановке работы с рублями, но транзит никогда в рублях и не оплачивался, всегда оплачивался в валюте. Конечно это повлияет на тот же железнодорожный транзит, который сейчас еще сохраняется. Но учитывая последние комментарии, которые и руководители банка давали, они ориентируются только на то, чтобы получить разрешение от компетентных органов Евросоюза, Еврокомиссии на возможность продолжения этой работы. Чтобы у них не было рисков попасть под санкции. Поэтому я уверен, что эта работа идет и транзит не будет парализован».

Москва пока реагирует на потенциальную угрозу транзиту условно сдержанно. Временный поверенный в делах России в Литве Сергей Рябоконь назвал действия Шяуляй «придумками». Как выразился чиновник в эфире «России 24», «мы призывали их тогда и сейчас вести себя по-взрослому, а не заниматься тем, чем они сейчас занимаются». В литовский МИД в связи с прекращением работы литовского Шяуляй-банка с Россией направлена соответствующая нота.